irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. ВЫСТАВКА из Москвы Людмилы Петрушевской и Александры Шадриной


        
                                УЛЫБКА КОЛОМБИНЫ

К нам приехала выставка Людмилы Петрушевской. Такой неожиданный сюрприз  Радищевского музея в немузейную пору, среди жаркого саратовского лета…
Знала Людмилу Стефановну как сильного драматурга. Помню давнишнюю «Квартиру Коломбины» в «Современнике» с  подлинно «петрушевскими» актерами – умной клоунессой Лией Ахеджаковой и гениальным комиком-трагиком Константином Райкиным. Хоть и неточно , цитирую великую фразу драматурга , кажется, из «Трех девушек в голубом»: «Мы  слушались маму и гуляли  по два часа в день. Почему  же  мы такие несчастные?» У Петрушевской же  можно найти совет  на этот случай : «Если тебе вымыть голову, если погулять недельку по часу в день просто на воздухе, а не по рынку, ты будешь красивей, чем она (сама знаешь кто)».Рассказ «Глюк»- блестящий пример ужаса, который случается, когда мечты и впрямь сбываются.
А прошлым летом меня совершенно очаровала  пьеса «Лестничная клетка» в версии чудесного московского  театра Юрия Погребничко (Театр  «Около дома Станиславского»). И предпосланное ей хокку  Кобаяси Исса (без опознавательных знаков):Снова весна Приходит новая глупость Старой на смену …«Новая глупость»  Гали заключалась в том, что ее мама, пережившая  личную драму, поскорее хочет увидеть  внука.  А немолодая, не блещущая красотой  дочь   - избавиться  от тотального одиночества . Хочет   и страшится . Это так понятно.Как   свидание, которое ждешь, готовишь, мечтаешь о нем и -опаздываешь с роковой неизбежностью. Что для витающих в облаках наилучший вариант.
Судьба хранит наивную до  невозможности Галю.Музыканты похоронного оркестра  сильно закладывают и  прибывают  к ней в униформе заоблачных мечтательниц  - мундирах былых времен…
Все так, если  сыграть  партитуру пьесы по нотам  бытовизма.Но это Петрушевская,и это театр Погребничко.  За нарочитой серьезностью слов и интонаций  мягко  просвечивает ирония,    читается  невеселая мудрость отнюдь не юной Коломбины, которая слишком хорошо знает жизнь ,людей, цену несовпадениям  и  невозможность счастья. Стол с выпивкой  и  закуской  парит над сценой вместе с картиной Пиросмани продолжением его щедрого застолья. Лифт, как   и наш мир, окажется   густо населен людьми:  выйдут,споют ретропесни,смешно построятся и, зажатые, в  тесноте и давке, уедут…Героиня заключена в клетку ( в контексте– лестничную) условностей,  правил, навязанных извне.Но женщина Петрушевской, - «вещь внутри»,  она сама по себе. Это понимает  даже  «философ из народа» пьяненький  Юра. Маленькие люди Петрушевской  - какая  же это  большая тема...

Выставка показала другие грани удивительной женщины – писательницы, кукольницы, исполнительницы песен в своем «Кабаре»». На выставке  - 105 экспонатов : графические и живописные работы автора и  художницы-аниматора Александры Шадриной, иллюстратора детских книг Петрушевской, ее  куклы и книги, переведенные на 20 языков мира, сценические костюмы и шляпы по ее эскизам .  Выполнены художником по костюмам МХТ им. Чехова Еленой Афанасьевой. Имеется пышная  шляпа, подаренная Ренатой Литвиновой ,  дополнительной украшенная Людмилой Стефановной.
Как пишет куратор выставки Вероника Чернышева, «из-за нее в свое время даже закрывали театры...После первых публикаций рассказов и пьес в начале 70-х шли годы запрета на все, что выходило из-под ее пера…Мир ее прозы, поэзии, драматургии жесток, мистичен, загадочен, необъясним и оголенно-нежен одновременно». Олег  Ефремов отмечал: все, что она пишет, о детях.Наверное, потому, что  и  сама она - большой ребенок, напуганный ужасами жизни, но храбро живущий дальше ,  ибо вряд ли небесная канцелярия  подарит нам еще шанс.Пуська бятая с   вечной улыбкой милой   Коломбины.
Мы увидели на выставке ее  прозрачные акварели, от сиреневых роз  (говорят,в детстве у нее был только лиловый цвет карандаша) до золотистых танцующих фигур ( экспонируются в обеих столицах,
за рубежом, в российских  городах).Ее изящные куклы ( головка – папье-маше, летящее тельце – узорный платок). Мультики Петрушевской и Шадриной ( почти час, как завороженная, смотрела я их вместе с  молодой парой).
Александра победила в конкурсе на право иллюстрировать любимую писательницу. Избрав в коллеги  именно ее, Петрушевская всегда  отстаивает свой выбор , споря с издателями.Увидев картины и анимацию Шадриной,я поняла, почему. «Мистичны, загадочны» и детски наивны ее птицеловы в живописной серии. «Оголенно-нежна» ее история любви  почтальона  и девушки-метеоролога, засыпавшей его горой писем к самой себе.Писатель и художница  не только стилистически  близки– да  они  просто одной крови.
Сашенька приехала на выставку, провела миниэкскурсию для посетителей летней школы и, спустившись в студию, рисовала вместе с ними если не пуську  бятую и не слонопотама, то  явно родственных им котожирафов (или жирафокотов?) и прочих зверушек. Молодые сотрудницы музея  охотно включились в  сотворение сказки. Тоже рисовали персонажей, вырезали и наклеивали на общий ватман, сочиняя о них разные «былицы».Так весело -  и пользительно!-  прошел мастер-класс  по книжной графике.
Выставка называется  "В садах других возможностей"  - по роману  Петрушевской. Мы как будто все побывали в  этом саду новых возможностей. А в творчестве  они бесконечны. Как будто  бы  к сентябрю  доедет к нам  "главная придумщица".Хотелось бы!...

P.S. Повод, по которому, выставка замечательной писательницы, художницы, исполнительницы попала именно в Саратов,  сам по себе загадочный.. Оказывается, Петрушевская побывала тут давным-давно с теплоходом ефремовского МХАТа. И написала пьесу о нашей базе «Актер»-  базе, знакомой мне до последней скамейки.Прочла вчера  пьесу «Он в Аргентине» и поразилась  полету фантазии автора. Там действует  настоящее убоище – властная и недалекая хозяйка базы. А у нас на «Актере»  до недавнего времени директором была милейшая женщина, утонченная, артистичная, скорей, напоминающая другую героиню- артистку Диану.  Был ли прообраз  у той  ужасной Нины? Кт  знает!  Неисповедимы пути музы писательской…                                                                                                                                                                     Ирина Крайнова
                                                                                                                           

 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments