irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Мой ПЕТЕРБУРГ.Возвращение

                                                                                                                      Часть    I

    Я ВЕРНУЛАСЬ В МОЙ ГОРОД, ЗНАКОМЫЙ ДО СЛЁЗ…
Это тоже про меня  -«до прожилок, до детских припухлых желёз». Тогда я  была  маленькой девочкой в Ленинграде с больным горлом.
Мне кололи  очень больные уколы прямо в миндалины,и пока родители  совещались с ведущими хирургами, делать или не делать   мне операцию,  я гуляла под мелким  ленинградским дождем, потому что другой погоды, как сказали одесситке маме, здесь не дождешься, и уже  любила этот город всем своим детским сердечком,плакала и писала неуклюжие стихи, когда папа, кончив  академию  увозил нас отсюда. Прошло 10 лет -   бывала  тут  студенткой, снова 40 лет  не была –  но приехала,оставила чемодан в камере хранения и преспокойно зашагала по Невскому в сторону Фонтанного дома. В моем детстве  здесь не было музея Анны Ахматовой.
И вот еще 4 года долой. Селюсь в гостинице кукольного театра -  в самом центре ( как нарочно,с типичным двориком)  с самой литературной топонимикой. Улицы Некрасова, Чехова, Белинского,Маяковского, Жуковского и Короленко все по соседству.И сразу  исполняю несколько своих «мечт». На открытом всем  северным ветрам катере «По рекам и каналам  Петербурга» -  в последний летний, на лето вовсе не похожий день.
Лишь два пледа (один под себя, другой –  вокруг  себя) плюс все захваченные  носильные вещи позволяют  окончательно не оледенеть. Увлекательнейшее путешествие под мостками, мостиками и мостами довольно широкими, красивыми и неповторимыми -  укрощающие коней юноши,  властные грифоны с золочеными крыльями , строгие надменные сфинксы - с близкими берегами, где  столько парадной, лучшей, истинно петербургской каменной стати. У  нашей Пальмиры  по меньшей мере 93 реки,рукавов, протоков и каналов ( около 300 км) и   почти 2о искусственных каналов (свыше 160 км) .
Следующая из «мечт» - побывать в Большом Петергофском дворце. Фашисты его полностью разрушили, правда,в год моего рождения наши восстановили, но тогда внутрь еще   не пускали. И вот,   оно детище Петра, расстроенное вширь и в больший блеск его дочерью, теперь восстановлено до последней  фарфоровой статуэтки и  открыто для всеобщего обозрения.  Наборный узорный пол, стены, затянутые шелками  или  белоснежные,с  резными барочными завитушками, высокие зеркала в золоченых рамах, громоздящие новые анфилады  , опасно утягивающие в темнеющую глубь…  Наш гид , эстет с пышным именем Юлиан, стремительно ведет  из зала в зал, приоткрывая  не только альковные тайны русских правителей( потаенные комнаты встречаются то и дело), но  и  указывая   новодел, (почти сплошь новодел!), являющий во всей своей  силе   талант нынешних реставраторов.
На днях открылась  для посетителей Новая Голландия, которую еще Петр насыпал в память о полюбившейся ему северной стране. Это два рукотворных острова в дельте Невы. В 1719 между Невой и Мойкой  прорыты два канала: Крюков и Адмиралтейский.  Сюда перенесли склады корабельного леса.Озеленение и подсветка территории, появление надувных  - и ненадувных – кресел, детской площадки  под огромный  парусник изнутри,создание галереи живописи превратили Голландию в  отличное место отдыха.Я тоже посидела на зеленой травке, покормила незлых невских комаров, но температура слишком для южанки бодрящая. И я  пошла вдоль фрегата площадки, созданной по чертежам каркаса «Петра и Павла», взрослые парни  настойчиво просили охрану и их   пустить  на  корабль вслед за детьми:  покачаться на гамаке, полазать по реям…
В Русский музей попала по  билету « Друг Русского музея», полученного когда-то   вместе с дипломом лауреата совместного конкурса Радищевского и Русского музеев (подписан диплом Гусевым!) Вот, сплошная тавтология.. В свое время до Питера не доехала, а сейчас в ходу совсем иные друзья и билеты.Но я  была благосклонно допущена администратором,  долго проходила в корпус Бенуа по музею, через начало XX века живописи с любимыми Серовым, Коровиным, Рерихом,а еще - Малявиным, Гончаровым, Сапуновым , десятками других. И присела  на стул, и насмотрелась вволю на княгиню Юсупову в  бархатке, как бы отделяющую ее голову от шеи. В скандально знаменитой «очереди на Серова» на Крымском валу посозерцать  мне   не удалось.
А потом была выставка художников круга Петрова- Водкина,и так странно-радостно было узнавать в учениках его «иконные цвета», его    сферизм при внешней аскетичности среды.И грустно читать, что
«ни у одного из учеников, добросовестно красящих природу в синее, красное и желтое, заваливающих горизонт и изо всех сил старающихся в одном фрагменте с ребристым стаканом чая и яблоком видеть разом всю Землю, нет этого «планетарного» взгляда, этой звенящей хрустальной атмосферы, этого захватывающего дух провала сквозь иконную плоскость в глубину бесконечности, какая есть у учителя»…
Я дважды попала в театр, потому что в знаменитом Ленсовете, театре Игоря Владимирова, Михаила Боярского  и все-таки   блистательной Алисы ( хоть она из него и ушла) сезон начинается рано.  И там есть льготные билеты, что очень ценно для людей с нетугой мошной.Видела два спектакля Юрия Бутусова, значительного режиссера, владеющим языком театральной метафоры как никто другой.Что есть ключ к  его «Гоголю, городу, женитьбе»?...Закрытая ли дверь, куда ломятся и  Подколесин и другие, металлическая ли спинка кровати, с которой проделывает свой  экзерсис Поприщев, или  уже забор из решетчатых кроватей, чью  панцирную  сетку , как свой крест, тащит на себе оплеванный Кочкарев? Наивная ли,с косой ,Агафья Тихоновна, монотонно настригающая бумагу? Приходят дворники, собирают все  в мешки. Она снова настрижет  и раскидает,и вытряхнет мешки, да и сверху  снегом насыплет.Невозможность вырваться из морока Города, насылающего дожди, холода и туманы ? Или морока страны и жизни? Сначала старательно ловишь тему спектакля,  как-то  считываешь его символику.Потом устаешь. Поймешь ли  что  в царстве  абсурда? «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» Этих симпатичные маленькие люди хотят что-то изменить в своей жизни.Город не отпустит.
Все актеры (  актеры очень хорошие – здесь и Сергей Мигицко, и Анна Ковальчук,  еще, еще..) говорят странно.Не играют, не декламируют,не разговаривают, а как   рассказывают друг другу, отстраненно и доброжелательно.Как во сне. Сюжет теряется в мизансценах, в  персонажах. Вроде, всплыла тема женитьбы, важная для самого Гоголя. Его тянуло к женщинам, но и  боялся он их ,куда больше робкого Подколесина. Увлечение генеральской дочкой   больного Поприщева, легкомысленный покоритель  сердец Хлестаков, Мышкин с его  поклонением женскому  началу, Онегин, поучающий бедную Таню, чтобы  вскоре тоже   пасть жертвой  любви…Здесь,  в вымороченном городе,где в серых  каналах отражаются   странные видения, между собой связаны не только гоголевские герои.Здесь  возможно все. Кто кого расспрашивает , не женится ли барин, кто  кому целует ручку со словами восхищения? Не те  и   не тем, не тем  и не те…
А  не все ли  равно? Если  даже  поклеп на Агафью (  дом, мол,у нее заложен,  учитель   за тупость бил по голове) звучит  так убедительно, что начинаешь думать: а вдруг это так ? Пожалуй, от всего  в окно и  кинешься или  в сценический люк удерешь, как наш герой.  Но далеко  не убежишь. Боковые улочки кружат, путают и   всегда   приводят не  туда, куда идешь.Петербург!..
                                                         
               (конец I части)
                                                                                                                                                                                                                                                      Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments