
НЕЖДАННЫЕ
Есть такой зверь - культурное хамство. Он вас не облает, не обложит разными фигурами речи, лишь даст почувствовать, что вы лишние на этом празднике жизни.
Добраться до Мелихова хотела очень давно. Как-то не складывалось.То время года неподходящее, то мало дней оставалось тогда на Москву.Еще из Саратова доехать. Долго - на электричке до Чехова, потом на автобусе, который ходит только раз в час. И оттуда нужно уехать засветло, чтобы на вечерний поезд успеть.Морока…
Наконец, все сошлось,я переночевала у одноклассницы и мы двинулись в чеховскую усадьбу. Пока дождались автобуса, пока шли парком и разными объектами, указанными на карте Мелихова, время тикало неумолимо.Нас везде хорошо принимали, даже фильм о Чехове показали в домике «Лаборатория» . Во флигеле «Кухня» словоохотливая смотрительница поведала, что подлинных вещей здесь сохранилось не так много. В Главном доме есть сервиз, купленный в Москве Марией Павловной, состоявший из 300-х предметов и братски разделенный между тремя чеховским музеями.
Узнав, что мы еще не были в Главном доме, добрая женщина заволновалась и настойчиво советовала тут же отправиться туда – открыто до пяти.На часах только начало пятого, мы безмятежно приоткрыли двери дома. Нас встретили не смотрительницы - ожившие героини финальной сцены «Ревизора» молча смотрели на нас.Или замершие персонажи картины Репина «Не ждали». Нет,нас не торопили, не напоминали о быстротекущем времени, но стояли молча,в шеренгу, сверля приветливым взглядом.Под его ласкающей тяжестью я никак не могла отыскать очки. То же самое, видимо, произошло с моей Галей, мы в слепую мыкались по дому , смутно догадываясь по интерьеру, в какую комнату попадали.
Есть правила этикета для нежданных гостей. «Самое простое, конечно, вообще не открывать ему дверь, если вы подозреваете,что за дверью тот,кого вы совсем не ждете и он пришел в принципе не вовремя и не к месту,вы заняты и у вас свои дела.Второй легкий вариант -запустить его и начать при нем собираться,пояснив,что вы уже были на выходе» . Смотрительницы Дома избрали третий вариант: хранили гордое молчание.
-Это какая комната? – не выдержала игру в молчанку Галя.
Тишина была ей ответом.Я пыталась спросить о комнате Чехова – с тем же успехом.
Я выбрела на цветное окошко и подивилась, как похоже украшены две комнаты.
- Вы здесь уже были! – дружно изрекли служительницы с той гостеприимностью, какая легко читалась на их застывших лицах.
Я почувствовала себя непосвященной, вторгшейся в святая святых, и стала неуклюже искать выход. Никто, разумеется, в этом нам не помогал. Наконец, методом проб и ошибок, мы с Галей его отыскали. Тут строгий античный хор смотрительниц зашевелился , смягчился, одна даже вышла проводить на крыльцо.
-Дождь уже кончился, идите, идите! – радостно торопила она.
Утихший, было, ливень припустил с новой силой.
- А вы бахилы не снимайте, так и пройдете к выходу из заповедника посуху! – великодушно разрешила смотрительница, чуть не платочком помахав нам вслед.
Мы поняли: это приказ.Надо уходить - казнить нельзя помиловать.
Время до закрытия усадьбы еще было и было. Уломав добродушную буфетчицу, мы уселись со своими кусками на веранде музейного кафе. Мимо важно шествовал к автобусу спетый строй смотрительниц Дома. Служебный автобус покидал заповедник ровно в 17.00, но надо еще места занять. А тут мы приперлись , с вопросами разными приставали. Нахалки!..
Кстати, уехали мы раньше музейщиков , спокойно перекусив, погуляв,обнаружив памятник двум чеховским таксам и заблаговременно придя на остановку, куда в 16.40 (!) прибыл рейсовый автобус.Вопрос на засыпку. Сколько минут пробыли мы в Главном доме, выскочив из него, как пробки из шампанского? Или секунд?..
Не усадьба, не музей - Мелихово именуется заповедником, как Пушкинские горы, чьи тогдашние нравы едко описаны одним слишком известным пером. Эх, Довлатова на них нет! Или хоть Чехонте (еще не Чехова, нет!), с его острым взглядом и умением подмечать нелепое и глупое.Встречи - долгожданной, выношенной - с Антоном Павловичем не получилось.
Ирина Крайнова
