irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Творческая лаборатория "ЧЕТВЕРТАЯ ВЫСОТА" в тюзе Киселева, часть 2

 

                                                ОСТАНОВКА ЗОЛОТОЙ ВЕК ( часть 2)
                                                                          /
Окончание.Начало см. ниже/
                       
                                                 Татту  мастер Германн

«Пиковая дама» в постановке Георгия Цнобиладзе начинается вроде   привычно.Карточный стол, свечи, игроки. Германн с   нервным смуглым лицом и  тонким орлиным носом (Артем Яксанов) .  Рассуждает он  вполне здраво: «Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Немец, одно слово! Но  у Германна свои колоды, и пока игроки  ставят «по мелкому», он строит   на столе карточные домики, ненадежные, как  мечты картежника о сказочном выигрыше.
Стол крутится на  маленьком поворотном круге, повторяя  вечный круговорот:жизнь, молодость, надежды , разочарования, старость. Начинает двигаться   большой круг , мимо проезжает кресло старой графини, ширма, за которой ее  тщательно приуготовляют к  балу. Вот и  сама, не такая  дряхлая, из ума точно  не выжившая. Ее играет Тамара Лыкова, характерная актриса. В ее графине много   еще  плотной материи жизни,  силен командный окрик, насмешлив  глаз.
А не посмеялась  ли просто над  бедным немцем старая греховодница? В доме картежницы в  азартные игры режутся   и слуги.Сенные девушки играют на спине бесчувственно  спящего лакея ( очень забавная сценка). Лиза (Александра Карельских) , «домашняя мученица», милая бледная барышня,читает своей благодетельнице …ее же  собственную историю, карточный парижский  роман,как бы   толкая ее на дальнейшее.
По-разному   считывали мотивы Германна  в  разных  постановках.Наш герой  не испытывает ни малейших чувств к  Лизе. Ему только  надо разбогатеть, желательно сразу.Он  сильно напоминает тех молодых людей, которые верят  в выигрыши  по мобильному телефону , в телевизионных играх.У Лизы - свой шанс  выбраться из дома-мышеловки.И пока она нежно прижимается к  Германну,  тот рисует на ее спине какие-то символы.Карточные, скорей всего.
Символически показаны похороны старухи ( она исчезает в сценическом люке), с ней хоронят  ее век «Очакова и покоренья Крыма». Под сцену  летят старые стулья , выцветшие кресла, навек  остановившиеся часы. А  старуха живехонька,    бродит среди гостей игорного заведения , где  так много дам . Режиссер  обыгрывает пушкинскую фразу,что « в то время дамы играли  в фараон» . Правда,   тут они легкого поведения, но  вся сцена у Чекалинского решена стремительно и  изящно Все делают небольшие ставки.Банкомет (Илья Володарский) грациозно ведет игру, накаляясь  от нежданного выигрыша  Германна, но сохраняя светский лоск.
Скрытые страсти расчетливого  немца вспыхивают на  третий день, когда пиковая дама вместо  ожидаемого туза усмехается ему   из-за спин игроков. Все дамы  тоже проваливаются в люки  (уж не в преисподней ли?), поворотные круги вращаются навстречу друг другу, как жернова, перемалывающие  человеческие надежды,  тщания, да и сами жизни.Мы сидим у самого большого круга и все  время опасливо подбираем ноги, предупрежденные о скором его  кружении. Театральный эффект  финала усиливается личными ощущениями.
Пожалуй, это самый цельный эскиз из трех , нами увиденных. И хотя на обсуждении говорили, об анекдотичности фабулы  повести , «телеграфности» пушкинского  слога, лишенного мистических описаний,  в ней есть некая загадка, которую   почти уже 200 лет пытаются разгадать.    И Постановка  Цнобиладзе    не исключение.
                                                     Киношник и мечтатель
Мы  совсем  не увидели Петербурга в третьем эскизе,    вымороченного   состояния между сном и явью, какое находит   порой   на тебя  в белые ночи .Кирилл Вытоптов поместил  героя  Достоевского в киномир, созданный его  любимыми лентами. Мечтатель,  довольно упитанный и медлительный, напоминает  зрителя,   блаженно дремлющего на последнем сеансе, чтобы утром  не пропустить самый  ранний ( Михаил Третьяков).Встреча с Настенькой, худенькой,маленькой, юркой,  ассоциируется для  мечтательного  юноши с  встречей будущих возлюбленных  на «Титанике».Он  защищает ее от «колыхавшегося господина» также отважно,как юный Де Капри спасал девушку,  чуть  не бросившуюся за борт.Задник сцены  здесь –  как большой экран.
Действие переносится  в наши дни, иллюстрируя историю любовного треугольника  с Настей, ее Жильцом ( Артем Кузин) и   Киношником , изредка отрывающегося от своего «стола просмотров», разными зарубежными фильмами, которые непрерывно  смотрит герой. Настенька взглянула на него поласковей, и  он уже  баюкает себя мечтами о близости, подкрепленными кадрами из «Мужчины и женщины»,    возникает  соперник  - Жилец, которого так ждала девушка.  И на экране  снова  «Титаник», приближающийся к  своей трагической развязке.
Смешно   ожидать, что настроение  ранней повести Достоевского  удастся пересадить  на  театральную почву. Ведь как разговаривает   главный герой : «…я не могу не прийти сюда завтра. Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни, что я такие минуты, как эту, как теперь, считаю так редко, что не могу не повторять этих минут в мечтаньях. Я промечтаю об вас целую ночь, целую неделю, весь год…». Но  душевную  чистоту  героя, такую редкую в наши дни, искренность его чувства к  скромнице Настеньке можно было  передать.
Не  задевает нас  и судьба  девушки. Только слепая бабушка, чуть иронично поданная Татьяной Лукиной, вызвала живой отклик зрителей. События, которые на экране, заслонили те, что перед ним. Слишком много  получилось кино.
Вечером  участники лаборатории увидели еще один спектакль о добровольном затворнике, опутанном уже иными сетями – интернетными. «Банка сахара». Молодая драматург  Сапурина точно и  остро разработала  больную для многих тему, несколько   притянутую к показу «Белых ночей». Федор Михайлович немного  не о том писал.
                                                                                                                          Ирина Крайнова, фто с сайтов

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments