irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ФЕДИНСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ.ДИАЛОГИ о КУЛЬТУРЕ.

Диалоги о русской культуре
         
музей
                          УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ

В нашем литературном музее  прошел вечер, посвященный Евгению Замятину . Автор первого романа-антиутопии в русской литературе прожил непростую жизнь. Родился в семье священнослужителя, окончил гимназию с золотой медалью, стал инженером-кораблестроителем. Занимался и подпольной  деятельностью в начале  XX века. В революционных идеалах разочаровался.Но у него был сильный литературный дар,который не мог  себя не проявить. Замятин  любил Гоголя ,  на  вопрос анкеты отвечал так: "Явилась у меня склонность к шаржу, гротеску, к синтезу фантастики и реальности".
1916 году - первая книга Замятина ("Уездное. Повести и рассказы"). Писатель,он же талантливый корабел, после революции был откомандирован  в Англию -наблюдать за постройкой судов для России. Рождается его дилогия "Островитяне" (1918) и "Ловец человеков" (1921).Здесь  уже заметны черты будущего мастера антиутопического романа. Замятин «дает резкие сатирические оценки социальному прожектерству».
 Октябрьская революция  в его оценках созвучна "Несвоевременным мыслям" Горького.
Писатель  читает лекции по русской литературе,  участвует в издании  "Всемирной литературы".Роман-антиутопия "Мы" написан в 1920 году, к  изданию был запрещен, но ходил  в списках, напечатан  за границей, на родине опубликован  только 68 лет спустя. «Появление этого романа обозначило рождение нового жанра в русской литературе, жанра мистического, выразившего в парадоксальном соединении памфлета, научной статьи и авантюрного романа», - отмечают исследователи.
После выхода книги за рубежом, начинается многолетняя травля писателя.Только благодаря Горькому ему удалось уехать во Францию в октябре 1931 года. До конца жизни Замятин не менял гражданства, надеясь еще вернуться в Россию.
В 2010 году издано его собрание сочинений в 4-х томах, пишется научная биография писателя , увидели свет  его письма .При поддержке гранта Российского Гуманитарного научного фонда  сотрудники Фединского музея готовят к публикации переписку Константина Федина и Евгения Замятина.Это и стало поводом для встречи  с читателями  на экспозиции русской литературы XX века. Мы узнали подробнее о шумном деле Пильняка-Замятина в эпоху сталинских репрессий,ознакомились с истинной историей публикации романа «Мы» за границей и  ,что очень важно – увидели его «вживую» за стеклами витрины.Рассказали нам также и  саратовских «привязках» замечательного  русского писателя.
 Как писал Анненков, «по существу вина Замятина по отношению к советскому режиму заключалась только в том, что он не бил в казенный барабан, не «равнялся», очертя голову, но продолжал самостоятельно мыслить и не считал нужным это скрывать. Замятин утверждал, что человеческую жизнь, жизнь человечества нельзя искусственно перестраивать по программам и чертежам, как трансатлантический пароход, потому что в человеке, кроме его материальных, физических свойств и потребностей, имеется еще иррациональное начало, не поддающееся ни точной дозировке, ни точному учету, вследствие чего, рано или поздно, схемы и чертежи окажутся взорванными, что история человечества доказывала множество раз». Это очень важные слова.
 Сто лет назад началась Первая мировая война. Событию, расколовшему мир на довоенный и после, было посвящен Круглый стол в музее Федина. «Первая мировая война и ее отражение в культуре:религиозные, этические и эстетические аспекты» в рамках проекта «Диалоги о русской культуре»  так он был озаглавлен. Участники круглого стола
священники, философы, культурологи, историки, филологи, психологи, писатели, искусствоведы, сотрудники музеев и библиотек - выявляли влияние войны как  на развитие культуры в целом,так и на  отдельные ее стороны, отмечали нравственные  аспекты публицистики и литературы о войне.
В силу «непопулярности» этой войны в российском обществе перед писателями тех лет  возникали сложнейшие нравственные вопросы: что делать поэту? Молчать (3. Гиппиус) или бить в набат (Л. Андреев), воодушевлять или успокаивать общество?
Историки из классического университета , выступая, показали  общий срез соотношения сил перед войной и в ходе ее.А затем каждый специалист, не особенно споря с другими, предложил свое видение темы. Выступил даже  психотерапевт, которому приходилось заниматься  социальной реабилитацией воинов,  вернувшихся с чеченских войн.
Обсуждение показало, что предмет мы знаем неполно ,зачастую, неглубоко
Интересные литературные источники о войне привлекла директор музея-усадьбы Борисова-Мусатова . Неизвестные примерыимапссового  героизма наших солдат привел друг музея священнослужитель.Философы рассказали о непростых  исканиях философско-религиозной мысли тех лет.Несомненно, встреча  в музее была   полезной  всем .И хоть однозначных выводов она не сделала ( что просто невозможно), круг проблем обозначила четко.
Потери в войне воюющих сторон составили около 10 миллионов убитых, 22 миллионов раненых. Россия потеряла 600 тысяч человек. История не любит сослагательного наклонения.Но какая  была бы  сейчас Россия, если бы  Первая мировая  так и не началась?
Ирина Крайнова, фото  с сайта музея
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments