irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЕАТРЫ САРАТОВА. Театр оперы и балета. "Жизнь за царя"

                     

                                                                    СМЕРТЬ ЗА ЦАРЯ

Так   наша первая национальная опера тоже называлась.Но  цензоры решили, что умирать за  царя  не слишком  опимистично, и переименовали ее  в «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин»).
После революции все упоминания о царе и боге  из нее убрали, и опера Глинки  стала называться «Иван Сусанин», и спасал  теперь домнинский  крестьянин  не  юного Романова, ставшего московским царем, а   главу народного ополчения Минина. И  это еще не предел идеологической мысли. Была  и такая редакция—  перенесение действия в эпоху революции. Иван Сусанин  стал… председателем сельсовета ,его приемный сын  Ваня  - комсомольцем. В финале хор пел: «Славься, славься, советский строй».  С 1945 г. Большой театр открывал свой сезон «Иваном Сусаниным». В 1997 году спектакль  там возобновили.  С давнишним либретто барона  Розена. Наиболее значительной постановкой на Западе был  спектакль в Ла Скала.
В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Один  из тяжелейших периодов истории, когда стоял вопрос о существовании  России как независимого государства.. Не все знают, что существовала еще одна опера про Ивана Сусанина,написанная  композитором итальянского происхождения Катерино Кавоса(прапрадед  Александра и Николая Бенуа). Это был русский вариант французской комической оперы,  там Сусанин оставался живым.Но Глинка писал оперу о  национальной трагедии и  пробуждении национального самосознания.Итальянец оценил своего соперника, пропустил его оперу на сцену ( сам и дирижировал). Одно время  на сцене шли обе оперы ,  в обеих один и тот же певец исполнял роль героического крестьянина, которые искали рыскавшие по нашим лесам польские рыцари.

Однако теперь опера Глинки идет только в одном провинциальном российском театре,и  нечасто.Так что решение художественного руководителя Саратовского  театра взять к постановке такое эпохальное произведение вполне обосновано. И все восстановить.
Дирижер-постановщик саратовского варианта — лауреат Госпремии, народный артист России Юрий Кочнев и уже  известный  нам  режиссер-постановщик, сценограф, художник по костюмам  Андрей Сергеев.Сергеев много и успешно ставил на саратовской сцене.Как художник, он придерживается минимализма.Деревянные  ворота увенчаны луковкой церкви,  она без креста, дым и огонь вырывается из нее во втором действии, когда беда и разор придут   во владения  княжеского рода Романовых.И нарядная  бревенчатая стена (то ли городище, то ли старинный терем)  повернется к нам другой стороной – черной, обуглившейся, страшной.И станет понятен  этот символ,который с самого начала  на сцене – почерневший  столб до самого неба.
Художник не дает полюбоваться мощными снежными лесными завалами, как принято изображать гибель Сусанина на сцене. Тот же черный, уходящий в бесконечность столб, но уже покачнувшийся, напоминающий горелый ствол сосны.А  в  последней сцене мы увидим, что стена на Красной площади, бревенчатая,  все еще черная,чем-то  неуловимо  похожа на ту,с зубчиками, кирпичную. И крест над маковкой церкви  уже целехонек,и шествие высших церковных чинов с хоругвиями,и пение победной  финальной песни всем оперным составом действуют гипнотически на публику.
С костюмами сложнее, они очень  условные. Сравнительно близко к эпохе  одет  лишь Сусанин – могучий богатырь, ласковый с детьми, хитрый с врагами ( заманивая их в ловушку),  неколебимый в свой смертный час.Героический образ создает народный артист Виктор Григорьев, блестящий драматический актер, подкрепляя  игру сильным,эмоциональным пением. Трогательно-беззащитно звучит в устах русского витязя, каким на глазах становится Сусанин, прощальное «Ты взойди, взойди, солнце красное!». Деревенские девушки  и парни ходят в безликих серых одеждах,  но те  внезапно расцвечиваются алыми сарафанами в сцене сватовства.Финал уже весь в кумачовых тонах и одеждах.
В красном, правда, выходят и  ясновельможные паны с пани  в «польской картине».Краковяк танцуют все: и молодые дипломанты  престижных конкурсов,и массовка,и превосходный Стецюр-Мова – народный артист и руководитель балетной труппы.Но  там  другой оттенок –в нем  отблеск пожарищ, которые враги  всюду оставляют за  собой.
Режиссер придумал показать двух молодых людей – соперников в борьбе за корону.Надутый спесивый королевич стремительно  покидает бальный зал, за ним смешно несутся шляхетские чины  с штандартами.А Михаил Романов похож  на  святого отрока с картин Нестерова, особенно, когда по замыслу постановщика Сусанин помогает ему уйти от преследующих его врагов. Любопытно, что обе роли играет один артист – Дмитрий Занудилин.Костюмы воинов, мягко говоря,осовременены. Так что  обладающий чарующим голосом ополченец Собинин (нам  так не хватало  тенора Илья Говзича!) напоминает Бумбараша в опорках, только-только вернувшегося с гражданской войны.  Остальные воюющие, судя по нарядам, – то ли красноармейцы, то ли белые, то ли еще  кто похуже. Маниакальная страсть оперы переодеваться «не в ту эпоху»,  столь  модная ныне,  не  очень  смотрится в этом  самом условном из театральных искусств. Не  «работает»  она.
Зато все солисты на месте,  убедительны драматически, выразительны вокально.Подкупают красота  сопрано  и внешние данные красавицы Антониды (Вера Паньшина). Прекрасно справляется с ролью юноши Светлана Курышева ,   голос ее  и  сильный, и свежий. Как пишут исследователи, «почему-то довольно часто из различных постановок глинковской оперы вырезают трио Антониды, Собинина и Вани в последнем действии. Глинка неоднократно настаивал, чтобы сцена смерти главного героя не переходила в радостный финал «Славься!». Десятиминутное трио памяти Сусанина дает нужное эмоциональное пространство».
Здесь  трио, поминающее отца, сохранено. Ему вторит хор .Очень бережное отношение к Глинке и его великому детищу в поистине эпической  работе всего коллектива театра.
                                                                                                                                                    Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments