irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. ВЫСТАВКИ ОКТЯБРЯ



                    ЖЕМЧУГА МОИ, КОРАЛЛЫ САМОЦВЕТНЫЕ…
Нельзя  уезжать надолго.Стоило мне отправиться в путешествие– одна за другой потокрывались любопытные выставки. Очень бегло – о трех ,в Радищевском музее.
Невероятной красоты выставка из Исторического музея в Москве  - выставка камней, созданных стихией воды, «Янтарь, коралл и жемчуг».В каждом зале - один природный материал. Как будто  мы переселяемся в подводный дворец морского царя,бродим по его богатым владениям. Сначала это царство Янтаря , над сотворением  уникального минерала потрудились и земля ,и солнце.Оказывается, во времена Гомера  уже    знали Янтарный берег на Балтийском море,  добывали там солнечный камень.А деревья, подарившие свою смолу морю в результате тектонических сдвигов, росли -  даже выговорить страшно! - 100-140 миллионов лет назад.
На выставке представлены и  самые древние украшения из янтаря,они уже лишились своей  золотистой полупрозрачности. Зато более поздние, в бусах и  серьгах, брошках и  крошечных табакерках поистине чудесны. Недаром этому камню приписывают  волшебные свойства.
Есть на выставке и Коралловое царство, от мелкой россыпи в  бусах, до массивных камней, усыпавших  старинные  турецкие пистолеты.Камеи, вырезанные в розовых коралловых камнях, столь миниатюрны, сколь филигранны,  и  рассмотреть их можно только под лупой ( она здесь имеется). В женских разнообразных  украшениях  отличились итальянские ювелиры.
Жемчуг – камень самый «русский». Ведь  в природе встречаются  и  «речные» камни. Жемчужное царство здесь самое богатое.Даже крестьянки вставляли белые блестящие бусинки в свои свадебные украшения.Есть, правда, потемневшие, нашитые на головные уборы ( жемчуг капризен при хранении), но множество   и маленьких изящных вещиц, сохранивших  дивный первоначальный блеск и все переливы цвета. Изысканное украшение в виде створчатой раковинки и  перламутровые часы от Фаберже, драгоценный оклад иконы Богоматери и личное оружие героя войны 12 года Дорохова - шпага с блистающим перламутром эфесом…Действительно, в подводное царство- государство погружаешься…
Тут же, в историческом здании Радищевского музея - выставка патриарха саратовской живописи Руслана Лавриненко.. Мы хорошо помним этого интеллигентного, спокойного, до старости красивого человека.Как говорил известный пианист Анатолий Скрипай: «Я не знаю такого музыканта, который так разбирался бы в изобразительном искусстве, как художник Руслан Лавриненко знал, любил и понимал музыку». Много лет он преподавал в художественном училище, хотя и не принадлежал к саратовской художественной школе.
Как пишут искусствоведы, «пейзажи Руслана Лавриненко отмечены «знаком покоя». Это демонстрируется и в «постоянстве природы»: её величии и монументальности. При этом художник создаёт достоверные, реальные  образы, лишенные патетики и помпезности». Он оставил  подробный пейзажный портрет и Волги,   и нашего города,  тот выглядит и внушительно,и симпатично.
Удивительная у  Лавриненко на картинах зима. Солнечная,ясная, наполненная светом и покоем.Очень яркий портрет  маленькой девочки – врожденный пейзажист, он и это мог.Картины Мастера  последних лет  обрели  некую этюдность,а с нею – легкое дыхание, выход к  иным берегам. Верно говорят, что с его уходом завершилась целая эпоха в саратовском изобразительном искусстве.

Совсем иная живопись -  балаковского художника Владимира Мостового, чья выставка проходит сейчас в Гимназическом корпусе выставке Радищевского музея. Не сразу  он пришел к таким  динамичным, цветным картинам. Сказались регулярные поездки на хвалынские пленэры, плотное общение с группой художника Владимира Мошникова.
Живопись балаковца называют обобщенно-декоративной. Пластика  стремительной кисти неотделима от его  неспокойной цветовой гаммы.Излюбленный мотив наших художников   - патриархальный Хвалынск – предстает здесь  празднично наряднымв каждой детали, даже в эстетичных лиловых лужах.Поездки по Испании открыли художнику новые  горизонты. Кое-где его испанские городские пейзажи с солнечным преображением старых стен  напоминают работы его любимого Фалька.Но есть картины с такой наполненностью цветом и светом, что похожи на полуденные миражи. Здесь, по словам знатоков, «фигуративное начало… балансирует на грани с экспрессивной абстракцией».Это яркая, звонкая живопись.
                                                                                                              Ирина Крайнова, фото с сайтов

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments