
ЖЕМЧУГА МОИ, КОРАЛЛЫ САМОЦВЕТНЫЕ…
Нельзя уезжать надолго.Стоило мне отправиться в путешествие– одна за другой потокрывались любопытные выставки. Очень бегло – о трех ,в Радищевском музее.
Невероятной красоты выставка из Исторического музея в Москве - выставка камней, созданных стихией воды, «Янтарь, коралл и жемчуг».В каждом зале - один природный материал. Как будто мы переселяемся в подводный дворец морского царя,бродим по его богатым владениям. Сначала это царство Янтаря , над сотворением уникального минерала потрудились и земля ,и солнце.Оказывается, во времена Гомера уже знали Янтарный берег на Балтийском море, добывали там солнечный камень.А деревья, подарившие свою смолу морю в результате тектонических сдвигов, росли - даже выговорить страшно! - 100-140 миллионов лет назад.
На выставке представлены и самые древние украшения из янтаря,они уже лишились своей золотистой полупрозрачности. Зато более поздние, в бусах и серьгах, брошках и крошечных табакерках поистине чудесны. Недаром этому камню приписывают волшебные свойства.
Есть на выставке и Коралловое царство, от мелкой россыпи в бусах, до массивных камней, усыпавших старинные турецкие пистолеты.Камеи, вырезанные в розовых коралловых камнях, столь миниатюрны, сколь филигранны, и рассмотреть их можно только под лупой ( она здесь имеется). В женских разнообразных украшениях отличились итальянские ювелиры.
Жемчуг – камень самый «русский». Ведь в природе встречаются и «речные» камни. Жемчужное царство здесь самое богатое.Даже крестьянки вставляли белые блестящие бусинки в свои свадебные украшения.Есть, правда, потемневшие, нашитые на головные уборы ( жемчуг капризен при хранении), но множество и маленьких изящных вещиц, сохранивших дивный первоначальный блеск и все переливы цвета. Изысканное украшение в виде створчатой раковинки и перламутровые часы от Фаберже, драгоценный оклад иконы Богоматери и личное оружие героя войны 12 года Дорохова - шпага с блистающим перламутром эфесом…Действительно, в подводное царство- государство погружаешься…
Тут же, в историческом здании Радищевского музея - выставка патриарха саратовской живописи Руслана Лавриненко.. Мы хорошо помним этого интеллигентного, спокойного, до старости красивого человека.Как говорил известный пианист Анатолий Скрипай: «Я не знаю такого музыканта, который так разбирался бы в изобразительном искусстве, как художник Руслан Лавриненко знал, любил и понимал музыку». Много лет он преподавал в художественном училище, хотя и не принадлежал к саратовской художественной школе.
Как пишут искусствоведы, «пейзажи Руслана Лавриненко отмечены «знаком покоя». Это демонстрируется и в «постоянстве природы»: её величии и монументальности. При этом художник создаёт достоверные, реальные образы, лишенные патетики и помпезности». Он оставил подробный пейзажный портрет и Волги, и нашего города, тот выглядит и внушительно,и симпатично.
Удивительная у Лавриненко на картинах зима. Солнечная,ясная, наполненная светом и покоем.Очень яркий портрет маленькой девочки – врожденный пейзажист, он и это мог.Картины Мастера последних лет обрели некую этюдность,а с нею – легкое дыхание, выход к иным берегам. Верно говорят, что с его уходом завершилась целая эпоха в саратовском изобразительном искусстве.
Совсем иная живопись - балаковского художника Владимира Мостового, чья выставка проходит сейчас в Гимназическом корпусе выставке Радищевского музея. Не сразу он пришел к таким динамичным, цветным картинам. Сказались регулярные поездки на хвалынские пленэры, плотное общение с группой художника Владимира Мошникова.
Живопись балаковца называют обобщенно-декоративной. Пластика стремительной кисти неотделима от его неспокойной цветовой гаммы.Излюбленный мотив наших художников - патриархальный Хвалынск – предстает здесь празднично наряднымв каждой детали, даже в эстетичных лиловых лужах.Поездки по Испании открыли художнику новые горизонты. Кое-где его испанские городские пейзажи с солнечным преображением старых стен напоминают работы его любимого Фалька.Но есть картины с такой наполненностью цветом и светом, что похожи на полуденные миражи. Здесь, по словам знатоков, «фигуративное начало… балансирует на грани с экспрессивной абстракцией».Это яркая, звонкая живопись.
Ирина Крайнова, фото с сайтов
