irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЕАТРЫ САРАТОВА. Театр оперы и балета.Премьера балета Прокофьева

      СЛУЖИЛА  НАША ЗОЛУШКА…

В столовой заводской. Без  программки с либретто  новый балет Саратовского театра оперы и балета « Super Золушка» по Прокофьеву нуждается в расшифровке.
Музыка  к балету Сергей Прокофьев писал с 1940 по 1944 годы. Впервые «Золушка» поставлена в 1945 году на сцене Большого театра. Заглавную роль исполняли Ольга Лепешинская, Галина Уланова, Раиса Стручкова. Борис Пастернак писал Улановой после премьеры: "Я особенно рад, что видел Вас в роли, которая наряду со многими другими образами мирового вымысла выражает чудесную и победительную силу детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты".
В Саратове «Золушку» поставил знаменитый балетмейстер из Карелии Кирилл Симонов, чьи смелые трактовки классики  мы  видели уже  не раз. Либретто  он здесь  использует не привычное, волковское - Ольги Погодиной. Сказочная героиня  -  судомойка в столовке.Злая,кривлючая мачеха снимает кассу. Но оказывается  не кассиршей,а…управляющей заводом.Что довольно странно для страны, чьи красные косынки и рабочие комбинезоны столь узнаваемы.Но   естественно для вымышленной Страны Труда.  Метлу в руки - такое  знакомое  орудие  -  Золушка так и не возьмет,зато с большой кастрюлей и подносами набегается.
Кирилл Симонов любит работать в острой манере, сталкивая между собой эпохи и стили.Балерины танцуют на пуантах, повторяя многие классические движения, но руки  чаще уже «в модерне», с его резкими, неожиданными, откровенными жестами.Вот встретились две «сестрички», чмокнулись по дурацкой нынешней привычке и … сильно толкнули друг друга . Мачеха  вообще «оторва».Выпив все бокалы, поданные лакеем , бухается на пол.Правда, быстро приходит в себя, начав охоту за  прекрасным Принцем. Исключительно для себя, а не для  неуклюжих дочек.Отлично играет характерную роль солистка балета Наталья Колосова.
Прекрасный Принц (Алексей Михеев) по  врожденной вежливости  целует ей ручки, но,  желая избавиться от  надоедливой приставалы, отталкивает ее  весьма ощутимо. О, великая эмоциональная сила жеста! Законный наследник Заморского Королевство мало похож на изнеженного аристократа. Явившись в камуфляже и тату, герой   делает заявку  на характер сильный, наступательный, цельный . К концу второго действия, когда Золушка исчезает после совместных танцев, его движения становится более резкими , жесты  - более решительными.Приходит пора "первого, второго и третьего галопа" Принца.
Главная  героиня  изящна  и мила в каждом  своем движении,  она умудряется  сохранить грацию и  «в буднях великих строек,в веселом грохоте, в огнях и звонах»(Юлия Танюхина).Но  девушка из того поколения, кому «нет преград ни в море,ни на суше».Не без иронического подтекста обычная  стремянка  превращена в   культовую дворцовую лестницу.Она  приставлена к бетонной стене,  которая отделяет Страну Труда от вечно танцующего-веселящегося Королевства. Для  Золушки  высокая стена не помеха.К тому же ей помогает  харизматичная Главный инженер завода – Профорг - Фея  в  стильном красном одеянии (Вера Шарипова).
Вот только почему  хрустальные башмачки  она вручит  лишь  в конце бала? Зачем они  сейчас? Разбить случайно  о бетонную стену? Застрять, пользуясь шаткой стремянкой?...
И хотя массовка в парке Труда   вместо мазурок и ориенталии танцует твист ( а массовка  в балете очень  слаженная, запоминаются легкие, ироничные сцены с докторами , с  красными флажками),и так резко  осовременена стародавняя история    в костюмах и  декорациях, хореографии и сюжете (дались всем постановщикам  наши 20-е годы!), все равно все заканчивается аморозо ,как у Прокофьева, что означает нежно, приятно, страстно. Непривычный  нашему глазу балет смотрится эффектно и модно. Хоть и без  «чудесной и победительной  силы детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты». Tempora mutantur…                                                                                                                                                                                                                                             Ирина Крайнова

Справка:
Кирилл Симонов окончил Академию русского балета им. А.Я. Вагановой в 1995 – класс В. Семенова, в 2003  -отделение хореографии, курс И. Бельского. В 1995–2004 солист балетной труппы Мариинского театра. В 1999–2000 приглашенный солист «Australian Dance Company». С 2004 главный балетмейстер, с 2008 художественный руководитель балета Музыкального театра Республики Карелия.Ставил  в Новосибирском театре оперы и балета; «в «Альберт-холле» в Лондоне; в «Сантари-холл» в Токио; в Литовском театре оперы и балета; для театра «Балет Москва» и ансамбля «Opus Posth», «в Кошицком государственном театре Словакии. Заслуженный деятель искусств Республики Карелия.

фото  Юрия Кабанова с сайта театра
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments