irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЕАТРЫ САРАТОВА. ТЮЗ КИСЕЛЕВА.Премьера "Выпускной"



                             С  ПОРТФЕЛЕМ В РУКЕ, С КАНАТОМ  НА НОГЕ
На программке  - раскрытое окошко и парящий в небе школьник с  распухшим портфелем.Ногу его обвивает толстый «физкультурный» канат – далеко,  мол, не улетишь.
Символика   многозначительна. Ведь спектакль, поставленный в тюзе Киселева московским режиссером Сергеем Арониным, называется «Выпускной» (по пьесам Александра Демахина) и рассказывает о молодых людях, находящихся в состоянии как бы  подвешенном.Из-под теплого крылышка школы они уже вылетели -  в новой жизни   еще себя не нашли. Вроде, и дороги все   им «открыты», как любят у нас повторять, да не все и не всем.  Даже если отвлечься от исходных родительских  кошельков (здесь не о том), есть еще свои собственные  возможности, своя природа,характер, наконец. Вот они крепче каната держат на земле, не давая сильно «воспарять». Может, оттого испуганной стайкой жмутся   вчерашние десятиклассники  друг к другу, боясь расстаться после  выпускной ночи.  Держатся поближе к девчонкам, которые  лучше приспосабливаются  к изменчивому миру.Это ж  только в бравых песнях про мир: пусть, мол, «прогнется  под нас».
Режиссер интересно решает пространство тюзовской сцены ( он  еще и сценограф ), помещая на передний план парты, словно  бы растущие,в движении . Хорошо подбирает актеров:  выпускник ищущий (Артем Яксанов),   анализирующий  (Владимир Егоров), паясничающий (Алексей Кривега) , созерцающий (Михаил Третьяков). Точен  выбор  женских персонажей: не слишком удачливая  красавица Вика – Марина Климова, классный математик и «синий чулок» - Анастасия Бескровная... Играют  актеры  тоже хорошо,  насколько  тут возможно.
Оторопь вызывает сам текст, неуклюжий, искусственный, иногда просто неловко за артистов, его произносящих. Он ни о чем, его многозначительность  порой ложна.  Знаю, что  текст приобрел  немало  сторонников,и в нечуткости    скорей обвинят зрителя. Каюсь, впервые не поверила своим театральным ощущениям.   Обратилась к оригиналу -  пьесе «Утро». Вот  пример диалога оттуда : 
«Артём. Фигня, Ромыч…
Рома. Невесёлая фигня – фиговое дельце.
Света. Ромочка, можно я тебя по головке поглажу?
Рома. А то.
Коля
. И волосогладильство тоже имя вам!»

А вот – юмор: «А в седьмом в тебе было метр сорок, и я думала, что твоей головой здорово было бы в волейбол играть. Я над тобой смеялась – а ты плакал». Не говоря уже о том, что  текст изобилует всякими «олечками-женечками-темочками-турочками,» и так там разговаривают представители обоих полов. Реплики героев перемешаны,  к концу второго листа за голову хватаешься: кто же есть кто и кто с кем в  паре? Если это «поток сознания», зачем  делить его на действующих лиц?..
После девятого  листа голова просто раскалывается. Но театральный критик  обязан все дочитывать до конца:    осилила  на другой день. Да,поистине  дантову работу проделал  режиссер, сокращая некоторые персонажи ,  стараясь четче провести линии хотя бы   нескольких  пар выпускников. К «Утру» прибавилось другое произведение автора  – «Легкая жизнь». И вот уже герой   вспоминает свой выпускной,  ищет  бывших  соучеников  на сайте «Одноклассники». Появилась классная  дама , родился какой-то  сюжет.Только с речью героев ничего нельзя поделать и   - с картонностью, надуманностью  их поступков.   По меньшей мере, странна  просьба девочек  к  своим кавалерам: «ударь, мол, меня», "ударь".  В пьесе  она  звучит так:
«Артур. Слабо тебе – на коленочки встать.Наташа. Я встану потом. Когда ты меня бить будешь. Буду тогда тебе ранки зализывать. Как кошка»...
Неплохой посыл для сообщества, где бытовое насилие – одна из самых больных  проблем, а  отношение к женщине- реальное, не декларируемое с трибун,– хуже некуда. И  - при всей моей любви к тюзу, не верю я этим ребятам.Но я не Станиславский,  тем паче    не Виссарион Григорьевич, могу  и ошибаться .А юный  зритель, он умный, он проголосует ногами или, что, конечно, лучше, заинтересованной  тишиной зала.
                                                                     Ирина Крайнова, театральный обозреватель, член СТД России
Фото с сайта
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments