irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

         

                                     САМЫЙ ПАРИЖСКИЙ
Так называли благодарные французы художника, писавшего кафе, варьете, «веселые дома», но писавшего так, что никакой грязи там нет  - только юмор, изящество, красота.
И  - глубина переживаний, и  сочувствие женщинам,опустившимся на самое дно жизни. Анри Тулуз-Лотрек, происходивший из древнего рода графов Тулузских, из-за костной болезни  - маленький инвалид на костылях-  больше всего  на свете любил скачки  лошадей и танцы.То, что  ему  было недоступно.И писал их изумительно.
Арт-центр (Санкт-Петербург)  привез к  нам в Радищевский музей 52 литографии Тулуз-Лотрека из частных европейских коллекций. Выставка побывала  уже на Дальнем Востоке (Иркутск, Хабаровска, Владивосток), а дальше отправится в  Калугу. Полный каталог работ рано умершего художника (36 лет)  составил  шесть томов (!) и насчитывает  737 картин, 275 акварелей, 369 гравюр и около 5000 рисунков.В мастерской Кормона он месте с Ван Гогом прошел весь академический курс . Однако Лотрек пошел своим путем:«Молодой художник вырабатывает собственный почерк, отвергая любые каноны, смешивая стили и направления». Лишь Дега и японские гравюры с их лаконичностью  и выразительностью    повлияли на   молодого художника.
Все отмечают  его  особые «косые» композиции, прекрасный рисунок и «летящую кисть», двумя-тремя линиями и штрихами  рождающую прелестные женские головки, изысканные силуэты. Сколько грации в обычном утреннем движении  («Женщина, склонившаяся  над тазом»), в черной стройной  фигурке («Японский диван»)? Женщины Лотрека чудесны. Остро сатиричны мужчины, загнавшие  слабый пол в унизительную  от них зависимость. Точнее, их образы, явленные через «грифы», смычки музыкальных инструментов,  сопровождавшие танцы в кафе и  кабаре. Они кажутся ужасными химерами на фоне пластически совершенных танцовщиц.
Раскованность и энергетичность  рисунка Тулуз-Лотрека привела его  к  искусству плаката,в котором он оставил  неподражаемые образцы.Выставка подарила радость узнавания: вот она, похожая на нарядных птичек, «Группа мадемуазель Эглантин», вот неистовый танец Ла Гулю, прозванной так за то, что  она всегда допивала вино из стаканов клиентов.Про нее писали, что это «истая вахканка, одержимая демоном ритма, она бесновалась,  не обращая  никакого внимание на задыхавшихся от волнения мужчин, презирая их».
Почти все гравюры(и плакаты)  художника - литография. Они  изданы  уже после смерти Тулуз-Лотрека ограниченными тиражами в Париже и  имеют безусловную ценность. Ведь  литографские основы восстановлены по наброскам  самого  блистательного   Анри.
                                                                                                                               Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments