irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. ВЫСТАВКА Зверховского - Вяткина



                              БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ ЖИВ
В Радищевском музее снова необычный проект  - «Виртуальные диалоги. Г. Вяткина и П. Зверховского». Из Волгограда, от  благотворительного фонда «Семь ветров».
Художники  ведут диалоги между собой, а  прежде всего  - с бубнововалетцами ( столетие объединения грядет в будущем году). Глеб Вяткин и  Петр Зверховский ученики Савинова, ученика  Осмеркина,который в свою очередь   был ученик и «согруппник» Машкова в  культовом художественного объединении.
Большой интерес вызвала в 2012 году в Волгограде выставка «Г. Вяткин и П. Зверховский в проекте «Бубновый валет. Постскриптум», проходившая  в музее  изобразительных искусств  им. И. И. Машкова. Тогда и зародилась идея привезти этих замечательных, ни на кого не похожих  художников в Саратов.
Один зал отведен уральцу Вяткину,  учившемся в Петербурге в Академии Штиглица ( бывшее художественно-промышленное училище им. Мухиной), осевшем в конце концов в Поволжье,  второй и третий  залы–  экспозиция уроженца Западной Украины Зверховского, окончившего тот же петербурский вуз пару годами позже  и тоже живущего в Волгограде.
Как пишет в пресс-релизе  известный искусствовед Любовь Яхонтова, арт-директор фонда «Семь ветров», «признанное во всем мире русское искусство начинается там, где для многих наших зрителей оно до сих пор, увы, заканчивается… А пластические идеи  эти, как мы можем убедиться на выставке, живут и развиваются на протяжении века».
Релиз написан так блестяще, что ничего  не остается, как цитировать дальше: «…здесь уместно говорить о взаимодействии творчества Вяткина и Зверховского со всей многообразной палитрой «бубнововалетовского» наследия. Вяткин и Зверховский не оглядываются на «валетов», они просто смотрят в одну с ними сторону».
Говоря о продолжателях этого направления в живописи,   искусствовед  подчеркнула их связь с западной традицией, выделив три кита , язык которых они осваивают: сезанизм, кубизм и фовизм.  Напомню читателю об «урбанистической гротескной жесткости живописной структуры в духе сезанизма», «использованию подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы кубизма» и  «стремлении к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритмов…резком обобщении объемов, пространства, рисунка фовизма».Конечно,  никакое арифметическое сложение свойств  не даст нам творчество  Вяткина и Зверховского, они слишком большие индивидуальности. Но покажет истоки. Их живопись – броская, выразительная -  названа авторами выставки «искусством цветопластических проблем». то, что делает художника живописцем. То, что делает художника живописцем.
Открытый  цвет и    динамичная пластика Вяткина.Еще  мягче, гармоничней  цвет у Зверховского. Трогательна и чудна его «Головка девочки».Нежно сочетание  приглушенных зеленых,серых и оранжевых тонов с белой бутылью («Натюрморт»).Беззащитно на фоне белизны и плавности  католического храма накренившееся   вертикалью дерево с высоким голым стволом («Марокканский пейзаж»). От картин  наших гостей глаз не оторвать. Простота их кажущаяся, она затягивает в глубины, манит получше  рассмотреть и разгадать.
На вернисаже саратовцы получили еще  один подарок: видеофильм, где работы  знаменитых волгоградцев сопоставлены с хранящимися в нашей коллекции картинами «бубновых валетов».А гости очень знамениты.У Петра Зверховского прошло уже более 50 выставок в России и в  мире.
                                                                                                                          Ирина Крайнова, фото с сайта и автора

                                                                                                                                                       
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments