
БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ ЖИВ
В Радищевском музее снова необычный проект - «Виртуальные диалоги. Г. Вяткина и П. Зверховского». Из Волгограда, от благотворительного фонда «Семь ветров».
Художники ведут диалоги между собой, а прежде всего - с бубнововалетцами ( столетие объединения грядет в будущем году). Глеб Вяткин и Петр Зверховский ученики Савинова, ученика Осмеркина,который в свою очередь был ученик и «согруппник» Машкова в культовом художественного объединении.
Большой интерес вызвала в 2012 году в Волгограде выставка «Г. Вяткин и П. Зверховский в проекте «Бубновый валет. Постскриптум», проходившая в музее изобразительных искусств им. И. И. Машкова. Тогда и зародилась идея привезти этих замечательных, ни на кого не похожих художников в Саратов.
Один зал отведен уральцу Вяткину, учившемся в Петербурге в Академии Штиглица ( бывшее художественно-промышленное училище им. Мухиной), осевшем в конце концов в Поволжье, второй и третий залы– экспозиция уроженца Западной Украины Зверховского, окончившего тот же петербурский вуз пару годами позже и тоже живущего в Волгограде.
Как пишет в пресс-релизе известный искусствовед Любовь Яхонтова, арт-директор фонда «Семь ветров», «признанное во всем мире русское искусство начинается там, где для многих наших зрителей оно до сих пор, увы, заканчивается… А пластические идеи эти, как мы можем убедиться на выставке, живут и развиваются на протяжении века».
Релиз написан так блестяще, что ничего не остается, как цитировать дальше: «…здесь уместно говорить о взаимодействии творчества Вяткина и Зверховского со всей многообразной палитрой «бубнововалетовского» наследия. Вяткин и Зверховский не оглядываются на «валетов», они просто смотрят в одну с ними сторону».
Говоря о продолжателях этого направления в живописи, искусствовед подчеркнула их связь с западной традицией, выделив три кита , язык которых они осваивают: сезанизм, кубизм и фовизм. Напомню читателю об «урбанистической гротескной жесткости живописной структуры в духе сезанизма», «использованию подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы кубизма» и «стремлении к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритмов…резком обобщении объемов, пространства, рисунка фовизма».Конечно, никакое арифметическое сложение свойств не даст нам творчество Вяткина и Зверховского, они слишком большие индивидуальности. Но покажет истоки. Их живопись – броская, выразительная - названа авторами выставки «искусством цветопластических проблем». то, что делает художника живописцем. То, что делает художника живописцем.
Открытый цвет и динамичная пластика Вяткина.Еще мягче, гармоничней цвет у Зверховского. Трогательна и чудна его «Головка девочки».Нежно сочетание приглушенных зеленых,серых и оранжевых тонов с белой бутылью («Натюрморт»).Беззащитно на фоне белизны и плавности католического храма накренившееся вертикалью дерево с высоким голым стволом («Марокканский пейзаж»). От картин наших гостей глаз не оторвать. Простота их кажущаяся, она затягивает в глубины, манит получше рассмотреть и разгадать.
На вернисаже саратовцы получили еще один подарок: видеофильм, где работы знаменитых волгоградцев сопоставлены с хранящимися в нашей коллекции картинами «бубновых валетов».А гости очень знамениты.У Петра Зверховского прошло уже более 50 выставок в России и в мире.
Ирина Крайнова, фото с сайта и автора
