irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ФЕДИНСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ. Встреча с Чибряковым, фильм "Я вернусь"

                     
 
        ВОЗВРАЩЕНИЕ К ГУЩИНУ

Возвращение к   выдающемуся  художнику , который прожил удивительно   яркую  жизнь, а закончил  ее в Саратове ,в полном официальном забвении, состоялось  благодаря посмертным выставкам Радищевского музея.
И  во многом  -  благодаря  серьезной изыскательской работе зам. генерального директора по науке  музея Людмилы Пашковой. «Николай Изумительный  Гущин» назвала она свою статью в Российском журнале «Золотая палитра». Людмила Николаевна была  и научным консультантом  документального фильма  известного саратовского сценариста Юрия Чибрякова «Я вернусь» - о жизни Гущина в Саратове.
Еще в советские годы кинодокуметалист провел свое исследование, разыскивая людей, которые знали художника, дружили с ним.Сам он увидел впервые  гущинскую картину на  далекой Мальте,в местной галерее, где жил в эмиграции художник.Фильм( хоть и предназначенный для большого экрана) нам  удалось посмотреть в Фединском музее на вечере памяти Гущина. Снят   давно, но своих качеств, в том числе художественных, не утратил. Был когда-то  включен в программу «необязательных показов» Каннского фестиваля.
После просмотра в музее  выступил  один из «могучей кучки» учеников Гущина -Вячеслав Лопатин . И  показал натурные  рисунки, свои и жены,  сделанных во время  домашних шахматных баталий Николая  Михайловича. О знакомстве с  художником,  о встречах на его крошечной плавучей даче рассказал  искусствовед Ефим Водонос, тогда еще студент- филолог.А потом слово дали Людмиле Пашковой,и она погрузила нас в мир творчества   дивного художника.
Цитирую  лучшего   нашего  «гущиноведа».
«Его мировоззрение и индивидуальный стиль сложились в начале ХХ века. Поклонник поэзии Николая Гумилёва и Игоря Северянина, в юности – товарищ Василия Каменского, Владимира Маяковского и Давида Бурлюка, он прошёл хорошую школу у Сергея Малютина и Константина Коровина. Первый учил строгому рисунку, второй, не стесняя творческой свободы, импрессионистической лёгкости и молитвенному отношению к цвету. Не избежав искушений крайних новаторов, эпатажа кубо-футуристических приёмов, Николай Гущин к 30-ти годам выработал яркий художественный стиль, который можно назвать эмоциональным символизмом. Свой мир образов, свои приёмы письма – сложная многослойная живописная поверхность его картин похожа на россыпь драгоценных камней.
За рубежом Н.М. Гущин получил признание как художник-портретист, рисовальщик, автор композиций, пейзажей, натюрмортов. Не изменяя своему стилю символических образов, он писал заказные портреты и натюрморты, которые нравились публике и коллекционерам. Произведения Н.М. Гущина были приобретены в городские музеи Парижа, Гренобля, Монте-Карло, Ниццы, попали во многие зарубежные частные коллекции.
Самая большая коллекция произведений Н.М. Гущина, насчитывающая 54 картины и около 20 графических листов, хранится в Радищевском музее. Большинство из них – работы, созданные в «саратовский» период творчества художника. Только несколько живописных работ и рисунков он смог привезти из-за границы… В последние годы учредителем Благотворительного фонда поддержки современных художников и талантливой молодёжи Н. Е. Малыгиным в Испании и Швейцарии приобретено несколько редких картин Н.М. Гущина 1930-х годов».
Вся современная российская живопись в неоплатном долгу перед Мастером. Счастье, что   мы к нему постепенно возвращаемся.
                                                                                                                 Ирина Крайнова, фото Натальи Зотовой

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments