
АНТИФАНТОМ ВЛАДИМИРА КАНТОРА
В музее-усадьбе Чернышевского прошли традиционные Международные научные чтения "Н.Г.Чернышевский и его эпоха".
Они стали особенностью музейной жизни двух последних десятилетий, проводятся с СГУ, СПИ и другими вузами в дни памяти Чернышевского с 1978 года. В 80-е годы стали всесоюзными, в 90-е - всероссийскими, с конца 1990-х - международными. XXXVIII чтения были посвящены памяти крупнейшего исследователя Чернышевского, трагически погибшего профессора классического университета Адольфа Демченко. Он сгорел в огне пожара, спасая самое дорогое, что у него было –книги.
Проблематика чтений следующая: исследования жизни и деятельности Н.Г. Чернышевского; изучение творческого наследия; литературные процессы и общественное движение в России 60 – 80-х гг. XIX в.; литературные музеи; in memoriam А.А. Демченко.
Немало было интересных докладов. Так, Соня Бранко–доцент Федерального университета Рио-де- Жанейро (впервые приехала в Россию) прочла очень глубокое сообщение «Эстетика Н.Г. Чернышевского глазами Д.И. Писарева», где дала сравнительный анализ церковного и «гражданского» взгляда на этические и эстетические вопросы. Наш многолетний друг - профессор университета Саппоро Он Оя показал любопытное исследование - «Н.Г. Чернышевский и Хрустальный дворец как символ достижения промышленности и свободной экономики» . Имеется в виду Хрустальный дворец Лондонский всемирной выставки, который поражал современников «своей огромностью и изящностью».Чернышевский не раз обращался к этому чуду из железа и хрусталя, как пример приложения науки к жизни, не забывая указывать и на «огромность расходов». Как всегда, с юмором и -полным погружением в тему выступала Евгения Листвина («Личность Н.Г. Чернышевского: История и современность»). Она указала те точки соприкосновения, которые молодой человек может для себя найти с той эпохой. С новыми исследованиями о великом философе Владимире Соловьеве выступил Алексей Гапоненков.Он проанализировал недавно обнаруженные письма курсисток к Вл. С. Соловьёву по поводу покушения на цареубийство.
21 октября докладчики и музейщики вспоминали незабвенного Адольфа Андреевича. Ирина Эльфонд, доктор исторических наук рассказала о поистине энциклопедических знаниях Демченко, характеризующих его как выдающегося ученого. Живые штрихи к портрету добавила.Вера Смирнова , Вера Владимировна - ВВС, как ее шутливо прозвал ее учитель и коллега. Она вспомнила их поездку в Вилюй, в Сибирь, где провел 20 лет «Русский Прометей». Сколько нешуточного риска и замечательного юмора с ней связано… Чего только стоит их состязание по битью бесчисленных комаров!
Уважаемый профессор Он Оя и рассказал о памятной поездке Демченко в Японию в 2011 г, проиллюстрировав ее подробным фотоотчетом. Она осуществилась благодаря большим хлопотам Оя-сан и поддержке его идеи материально. Адольф Андреевич побывал не только в университете в Саппоро, но и в учебных заведениях, где преподают ученые-коллеги профессора Она Оя.
Том Роллингс (Великобритания) – сейчас аспирант НИУ Высшая школа экономики в Москве, он уже бывал в Саратове. Том прочел доклад:«А.А. Демченко и саратовская школа: взгляд из-за рубежа», показывая, что и там знают нашего «чернышевца». Грустно вспоминать человека, которого называли совестью ученого мира…Хорошо, что помним.
Интересно, что в кулуарах конференции три наших иностранца (японец, англичанин , бразилианка) общались, вы не поверите…на русском языке. Почему-то им так удобней, чем на английском.Понятно, Том – тот совершенствует свое произношение, пока живет в Москве. Но остальные?!..
Два раза выступил московский философ – интеллектуальное «украшение» конференции Владимир Кантор. Основной доклад у доктора философских наук проходил под неожиданным углом: «Роль духовного сословия в русской культуре». Затем он виртуозно провел презентацию своей книги «Срубленное древо жизни. Судьба Николая Чернышевского». Как только не назвали уже этот капитальный труд замечательного ученого! И научным детективом тоже. Как написано в аннотации,в книге предпринята попытка демифологизации одного из крупнейших мыслителей России, пожалуй, с самой трагической судьбой. 20 лет сибирской каторги и ссылки, подорванное здоровье , духовное одиночество, после возвращения из гиблого Вилюйска в тяжкий астраханский климат - скорая смерть. «Назначение» вождем крестьянской революции в советское время и почти полное забвение в демократические времена...
Великолепно написанный роман ученого об ученом стирает все предшествующие напластования с образа первого демократа, показывая его умнейшим, честнейшим человеком России. Приведем напоследок две цитаты из книги Владимира Карловича.
«…А стоит сравнить подпись великого анархиста Бакунина под письмом к царю, где он себя именует “кающийся раб и грешник Мишка Бакунин” с гордой и достойной подписью Н. Г. Ч. — “ваш подданный”, даже не верноподданный. Мы-де находимся в подзаконных взаимоотношениях и перед законом равны. Очевидно, Чернышевский понимал свою дерзость, поэтому в тот же день пишет письмо к петербургскому военному генерал-губернатору А. А. Суворову, объясняя свой тон: “В письме к его величеству я не употребляю ни одного из принятых в обыкновенных письмах к государю выражений чувства; это оттого, что, по моему мнению, человек в моем положении, употребляющий подобные обороты речи, оскорбляет того, к кому обращается,— обнаруживает мысль, что лицу, с которым он говорит, приятна или нужна лесть».
«В одной этой действительно замечательной биографии мы подошли к Древу Жизни, – писал Василий Розанов, – но – взяли да и срубили его». Слишком долго его имя окормляло его противников. Пора увидеть носителя этого имени в его подлинности, расколдовав фантом, который подарила ему злая судьба. По мере сил автор попытался это сделать».
Ирина Крайнова
