irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

САРАТОВСКИЕ ТЕАТРЫ. Театр оперы и балета. Джаз Эрика Александра


Джаз А 1.jpg

                                                   ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА И СОНЯ
Американские джазмены  долго летели к нам из Нью-Йорка, ехали на поезде из Москвы...  Их выступление в Саратовском оперном театре   предварило соло на саксофоне восьмилетней Сони Тюриной из Балакова.
Мы имели возможность познакомиться с юной «джаз леди» на  Собиновском  фестивале. Девочка  подросла за полгода, добавила уверенности к своей игре. Несмотря на столь юный возраст, Соня уже стипендиатка Фонда Владимира Спивакова, лауреат многочисленных конкурсов,  и - регионального этапа престижной „Синей птицы“.  Едет в Москву на финал. Конечно, гостей из США – родины джаза -  не удивишь  участием женщины в этом сугубо мужском занятии. Однако  Соне аплодировали и  прославленные мэтры.
Затем на целых два часа классическая сцена подверглась «оккупации»
американских музыкантов (в рамках проекта «Звезды мирового джаза в оперном»), и  это поверьте, была самая приятная оккупация на свете.Гости оделись, как на светских приемах – строгие  костюмы, галстуки,а  у Джо Фармсворта (ударные) – еще и кончик белого платка  элегантно  выглядывал из нагрудного кармашка.
Направление их  джаза больше  классическое,  традиционное , это чаще  «умеренно»  -andante, причем , скорее , andante cantabile– «медленно и певуче», и только иногда  andante– «живо и пылко». Причем   блестящий квартет Эрика Александра  - он  каждое отделение начинал с  показа композиций ,наполненных виртуозной техникой Джо Фармсворта( руки так и  летали по множеству тарелок и барабанов, одна вообще как шляпа летела в воздух) ; грациозной игрой Дэвид Хазелтайн (рояль),  как бы нехотя рассыпавшего, словно  из широкого рукава волшебника , серебряные звуки;  полного слияния  Ари Роланда (контрабас) со своим необычным по форме укороченным инструментом -  отлично спелся со знаменитым  вокалистом Мэрионом Коуингсом.
Тот появлялся неторопливо, после двух-трех композиций, важно шествовал в своей  белой жилетке, белом шелковом галстуке и  синем кашне с белыми узорами. Начинал петь  - и  поражал нас богатыми модуляциями голоса.  Ведь  Мэрион учился у самого Дэйва Ламберта и выступал с ним.  Про Ламберта  же говорят, что  тот  потратил целую жизнь, экспериментируя  с человеческим голосом и расширяя возможности его использования в джазе. «Наряду с ранним партнером Бадди Стюартом,  именно Ламберт успешно принес пение в современный джаз (одновременно с Эллой Фицджеральд)».
Эрик расхаживал по сцене с матовым саксом благородных оттенков, задавая темп, заряжая-  как бы вливая энергетику в каждого  своего музыканта. Влил он ее и в зал. До того  вежливо хлопающий, зал скоро  расковался, начал бить ритм ( Эрик не раз останавливал игру, выверяя ритмику его  слаженных хлопков). Это был воистину  очень интеллигентный и очень красивый  джаз.
После концерта дамы разобрали артистов на обряд  фотографирования,  и поговорить  как  следует не удалось.Но я все же подступилась  к «double-bus», который произвел совершенно неизгладимое впечатление на публику. Не только самобытной  игрой, но и  невероятным позитивом, от него исходившим:  Ари  все время улыбался. Приняв необычную позу – сбоку от инструмента  и поместив смычок в специальный колчан при нем, Ари самозабвенно извлекал звуки то  пальцами, то смычком. Порой казалось, что звуки исходят от него самого, похожего в эти минуты  на добродушно музицирующего кентавра.
Ари успел  мне сообщить, что инструмент он привез свой ( и Джо вез в Россию  некоторые ударные), это такая  дизайнерская разработка контрабаса для путешествий – компактно и удобно. Галстуки  группа, кроме Дэвида, надела не  столько в честь старого  доброго американского джаза  -  больше для фотосессии, которая теперь неотступно ждет их  везде. В России виртуоз контрабаса бывал уже  раз десять  .В Петербурге,  в Москве,  в Ярославле, Новгороде, Суздале… Мечтает попасть в Сибирь.
Многажды выступал Роланд  и в бывших наших республиках -  Казахстане, Узбекистане, Турмении, причем со своей группой. Это я  узнала уже из  казахской газеты. И еще то, что Ари, если  не играет джаз,  любит читать классику . Он сказал  тогда важные слова, которые нужно обязательно повторять: «Когда эта музыка появилась, Америка была разрознена, и лишь благодаря джазу, эти коммуны ( такой переводИ.К.) объединились. И возьмём весь мир — …когда мы начинаем играть джаз - это язык, на котором мы говорим, он объединяет всех в одну большую семью». Недаром единственные русские слова, которые выучил несравненный Мэрион (и  на нашем  концерте   озвучил) – «Миру  - мир!». Так просто и так важно.
                                                                                          Ирина Крайнова, фото Алексея Борисова и Игоря Крайнова

Справка:
Мэрион Коуингс — уроженец Нью-Йорка. Его тенор уже более 30 лет восхищает и захватывает публику. Уникальная манера исполнения, красивый тембр голоса и широкий диапазон делают прославленного музыканта желанным гостем во многих концертных залах мира. Ученик легендарных Дэйва Ламберта (Dave Lambert) и Джона Хендрикса (Jon Hendricks), Коуингс — настоящий мастер импровизации и вокальной техники,лауреат джазовых фестивалей в Германии, США и Японии, основатель факультета джазового вокала Ньюйоркского университета.
Эрик Александр
— один из самых востребованных тенор-саксофонистов в США и Европе, композитор, лауреат ежегодной премии «JazzWeek Artist». Эрик часто гастролирует со своим собственным квартетом, выступает с джазовыми знаменитостями — такими, как Джордж Коулман, Пэт Мартино, Кенни Бэррон, Рон Картер, Джимми Хит и Джимми Кобб.  Выпустил уже 20 альбомов. За напористый стиль и особое гармоническое воображение сегодня этого музыканта называют одним из лучших джазовых саксофонистов мира.«Он играет быстро, где традиционно играют медленно и наоборот, — рассказывает об Эрике Александре музыковед Владимир Фейертаг. — Переставляет ритмы, акценты, делает из какой-то лирической баллады шутку-эпиграмму».

Разобрали джазменов на фотосессии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments