irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТРАЛЬНЫЙ институт .Творческий вечер СВЕТЛАНЫ НИКУЛИНОЙ

           

                        МАЛЕНЬКАЯ ЗОЛОТАЯ НОТА
Я  снова на концерте Светланы Никулиной, актрисы и старшего преподавателя театрального института, и  снова ловлю себя на невольной мысли: как  она  это делает?
Вышла такая высокая, статная, полная внутреннего достоинства, похожая на Ольгу Алексеевну –свою  героиню. Достоинство,которое сумел разглядеть  лишь пожилой  вдовец немец из рассказа Владимира Набокова. Прочла все предельно просто, без эмоциональных всплесков. Иногда - с легкой   иронией, что так свойственно   стремительному росчерку набоковского пера. («Кивнуть ему... кивнул, но не попал: перелет,- в ответ поклонился Шмаков»). Видимо, в своих неловких  попытках разгадать  секрет чтения я напоминала героя первого рассказа, прочитанного Светланой. «Для Виктора Ивановича всякая музыка, которой он не знал,- а знал он дюжину распространенных мотивов,- была как быстрый разговор на чужом языке; тщетно пытаешься распознать хотя бы границы слов,- все скользит, все сливается…» Какая, в сущности, разница, какие у нее приемы, если прочитано так,  что  минутами забываешь: Слово звучит, а не читается  в книге, когда ты сам удобно устроился  в мягком кресле, в теплом вечернем  свете лампы…
Светлана делает это умело, деликатно, еле заметно нажимая на  струны нашей души, которые отвечают за  нежность и за  печаль. Вначале «ограда звуков была все так же высока и непроницаема», но потом «пианист нацелился и с кошачьей меткостью взял одну, совсем отдельную, маленькую, золотую ноту». Тает «ограда музыки», грустит сердце по давно прошедшей любви, по людям, которые  может и не жили вовсе, а если   жили, то очень-очень  давно.
Очень тут помог Шопен, изящно   сыгранный доцентом консерватории Аллой Долженко .Черное вечернее платье пианистки, черная блестящая крышка рояля-  совсем как в рассказе «Музыка», и прозрачный вальс в  минорной тональности.
Перед рассказом «Красавица» Алла  заиграет Мазурку.Что точно попадет в его начальное настроение: «Нарядно, покойно и весело, как исстари у нас повелось, прошло это детство». Светлана  снова выйдет в алом ,но  низка ее жемчугов не обовьется в два ряда  тесным воротником, как в первом рассказе, а  опустится низко,  завязанная узлом. Ведь рассказ Набокова  -   о девушке, напоминавшей совершенными формами античную статую.
Статую обычно любят глазами. Ольгу Алексеевну, после головокружительных  романов юности, не любил никто. В немногословное повествование  о ее, в сущности, невеселой жизни, вкраплены тонкие остроты типа :«Верочка была мастерица устраивать всякие штуки, будь то крюшон, виза или свадьба». Окончание ж истории – перл набоковского лаконизма, где вся гамма оттенков и полутонов в одной фразе. «Когда они пришли к завтраку, то Верочка, ее муж и его кузина, совершенно молча, в разных углах танцевали несуществующие танцы, и Ольга Алексеевна ласково протянула: "Вот хамы",- а следующим летом она умерла от родов».
Ни тени сентиментальности в произносящей ее актрисе. Далее следует знаменитая головоломка про то, какая стрела летит вечно, - стрела, попавшая в цель.И пусть писатель ссылается на несуществующую сказку ( скорей, это английский пародокс), философская подоплека ее такова, что движение –  это все. Цель мертва. Ольга просто обязана была умереть. Счастливая любовь у Набокова не начиналась «веселым пирком» ,а им обычно заканчивалась.
Недаром эпиграфом к своему вечеру Никулина берет строки Набокова-поэта: «Я странствую…На берегу родимом…»
Тут важна вся строфа, каждое ее слово:
И море встало. Холодом и дымом
отхлынул берег, весь тобой звеня.
Я странствую... На берегу родимом
ты, верная, еще не ждешь меня.

Холодноватые и  красивые , как льдинки, точные и неотступные, как стрелы, падают в цель набоковские слова.Как редко их слышишь со сцены. С «кошачьей меткостью» Мастера и Актрисы точно   взята маленькая золотая нота…
                                                                                                                                   Ирина Крайнова




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments