irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Театральная Россия в ДОМЕ КИНО

фото с сайта

                            ЦЫГАНЩИНА ПО ОСТРОВСКОМУ
Сначала слышишь цыганскую музыку,  характерные напевы,  позже из темноты сцены   возникают  колоритные фигуры, они  будут  тут все время.
И вот уже лихорадочно вспоминаешь, а были ли поющие  цыгане в «Бесприданнице» Островского или они   «для колориту» пущены?
Нет, нашла  в тексте– и цыган Илья  при Паратове состоял, и за Волгу на  тот роковой пикник с цыганами   поехали ,  а Карандышев, жалкий Ларисин жених, вообще  сравнил ее дом с цыганским табором.-«Только в нем …по крайней мере, весело», -  едко парирует Лариса.
Питерский режиссер Лев Эренбург, по ее слову,  и превратил  сцену Маяковки в табор.Где не только цыгане поют и пляшут – Лариса  (Полина Лазарева – достойная продолжательница славной династии Лазарева–Немоляевой) поет романс на таком изломе, так  сводит  ей судорогой рот, что даже  становится за нее страшно. А   танцуют  здесь  практически все,  и  сольный выход каждого    смотрится то как  слабые неумелые потуги, то  как отчаянные лихорадочные выверты.
Режиссер плотно обживает материю  спектакля. Здесь хорошо и со смаком едят,  охотно и много пьют,  непрестанно носятся,еще больше падают, разбиваются  и оказывают друг другу «доврачебную помощь». И Волга живет,  ходит зыбью за спинами героев. Несколько березовых бревен на  колеблющемся  из стороны в сторону поворотном круге добавляет неустойчивости в жизнь персонажей. Лодка наполняется в водой –в ней умываются, остужают сердечный жар, она и на дно может увлечь за собой. Сегодня ты красавец-богач, обладатель лучшего на всей  Волге парохода, а завтра…
Роскошная, с восточной негой во взоре Лариса королевствует над мужеским полом, но  тоже до поры: Паратов  хотел выгодно жениться,  а бросился с обрыва; друг детства покупает вожделенный паратовский теплоход, но, связанный железным купецким словом, сам же  его сжигает; обладатель немереных богатств Кнуров  скорее борется с внезапными прострелами в спине и серьезной одышкой, чем за  сердце Ларисы Дмитриевны.
Известно, что Эренбург с классикой обращается вольно.У него Вася с  Мокием Парменычем  бедную красавицу  между собой разыграли  еще  в самом начале пьесы. Кинутой монетки не понадобилось – спор решили   поспешно снятые карты. «Любезного друга»  Васеньку страсти по Ларисе рвут на части  не по Островскому. Паратова  ж за нее  вовсе каленым утюгом пытают – но  не дрогнет  молодец-купец. Кроме явного перехлеста  с пыточными ужасами режиссерская  версия выглядит   довольно убедительно : актеры  же придумывают себе легенды, работая над ролью.Так почему не такие?..
При всей картинности разыгрываемых  перед нами трагедий (рецензенты сравнили  жанр спектакля с цыганским романсом и неоднократно вынесли в заголовок слово жестокий) ,  при  такой,жесткой и победительной Ларисе,плачет она в финале уже  не театральными слезами.И ее  действительно жалко.
Спектакль замечательного театра,в таком превосходном решении – и постановочном,и актерском – мы смогли увидеть, не отправляясь  за ним в столицу. Проект «Театральная Россия» - прямая трансляция из ведущих театров -  действует в нашем Доме кино второй сезон. В режиме онлайн, словно побывав  в Московском академическом театре  им. Владимира Маяковского, посмотрели «Бесприданницу». Сегодня ожидается спектакль Школы современной пьесы Райхельгауза. Присоединяйтесь, увлекает, правда!..
                                                                                                                                                      Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments