irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. ВЫСТАВКИ Евгения Яли и Вячеслава Зотова

         

       
ЯЛИ-ЗОТОВ. ОТ НЕДОСКАЗАННОСТИ К  НАПОРУ

«Живопись призрачно-невесомая», «мглистые» пейзажи, цвет «приглушенный, мягко подсвеченный», «хрупкая  поэтичность, подкупающая недосказанность».
Это о Яли. «Динамическая острота подачи», «энергия художнического освоения  пространства» , «экспрессия самого письма, стремительных, размашистых мазков». Это о Зотове. И тоже  из статьи Ефима Водоноса, превосходного саратовского искусствоведа. Даже  не вооруженному  научными определениями взгляду  видно, какие они разные. Юбилейная выставка   Евгения Яли и посмертная, тож юбилейная  - Вячеслава Зотова открылись друг за другом в Гимназическом корпусе Радищевского музея.
Они сошлись. Волна и камень,/ Стихи и проза, лед и пламень/ Не столь различны меж собой…
Пойдешь налево и вверх –  попадешь в мир хрупкой, оплывающей,   тонкой свечой  музы Яли. Повернешь направо, пройдешь по новым пространствам музея  - вмиг окунешься  в зотовский город, втянешь   всеми ими легкими его «неровное дыхание».
Первого называют одним из самых талантливых саратовских живописцев,  он рано выработал свой,  очень узнаваемый почерк. Тонко  заметил  как-то искусствовед  Эмиль Арбитман: «Достоинства его искусства не в силе голоса, а в чистоте звучания».И Водонос пишет  как бы  о  призрачной дымке, о  «внутренней, порою глубоко затаенной мелодии» живописца.  Он выводит  изысканное творчество  художника из исканий знаменитых голуборозовцев.У Евгения  Дмитриевича  теперь немало учеников, последователей( хотя его нежное пейзажное piano, конечно же, неповторимо).А уж поклонников!  Еще  никогда не видела такой облепленной народом парадной лестницы  Гимназического корпуса, столько цветов и радостных лиц на вернисаже.
Второй представленный художник не сразу пришел в большое искусство,  он  был  долго захвачен  иными заботами. Тем  больше впечатляет это   живописное зотовское  «пятнадцатилетие».  Как  отмечает Ефим Исаакович, «красочная поверхность выглядит … здесь живой, трепетно вибрирующей», «захватывает своим напором и динамикой», «за остротой приёма у него всегда угадывалась острота видения».
Беспокойно бежит мазок,  из, казалось бы, случайных натеков  на холсты, из хаоса линий   рождая неровные стены домов,  покатые крыши, искривленные ветки. Это совсем другая музыка ( кое-где  он мне напомнил  неутихающий гений Анатолия  Зверева). Тревожное forte большого города, где красота  старинной архитектуры, прелесть  саратовских двориков оттесняются,  стремительно  отбрасываются в небытие.
Не случайно  одну из лучших, поэтичнейших своих картин, с черепичной  алой крышей домика, с  пленительным разворотом золотого осеннего  клена  во всю  диагональ картины, Зотов   назвал «В моих переулках старых». Здесь   как раз нет  привычного  напора и «интенсива».Больше это чувствуется в поздних работах. Говоря словами искусствоведа, оставаясь таким же «неотразимо убедительным», художник  приобретал с годами «необходимую «огранку» его стихийно-живописному дарованию».
Зотов здесь из частных коллекций, в основном, из галереи «Эстетика», где   целое  собрание его работ. Мы увидели   на экспозиции  такие нечастные для  этого живописца жанры, как  натюрморт и  портрет. Не отменяя своей чрезвычайной стилевой  экспрессивности,  точной рукою мастера он   писал  друзей, жену,  маленькую дочку. Жаль, что  эта сильная  кисть ушла так внезапно. Как песня, пропетая  сильным, свежим голосом и оборванная где-то на середине…
На вернисаже говорили о том, что надо бы сделать вечер  памяти замечательного художника. Есть что  рассказать о Вячеславе Зотове  его родным и  друзьям.
                                                                                   Ирина Крайнова
                                                                                                                             

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments