irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТРЫ СТОЛИЦЫ.ГАСТРОЛИ В САРАТОВЕ.МХТ им.ЧЕХОВА.Драма с КОМФОРТОМ.

ГАСТРОЛИ                       

                                  ПАЛИСАДНИК
FOREVER,
                                                              или
                                                 Драма с комфортом


Юбилей Мастера – Юрия Петровича Киселева тюз его имени отметил серией спектаклей, поставленных его одаренными учениками-режиссерами –Юрием Ошеровым,Григорием Цинманом,Александром Соловьевым.
Привез спектакль и МХТ им. Чехова,где целое землячество наше образовалось.И среди них –Сергей Пускепалис, очень  талантливый актер и режиссер. Люблю его ,помню еще по ролям в тюзовских сказках. Очень хорош Сергей в кино –стать, интеллект, море обаяния.Интересна  его версия  «Трех сестер» в Ярославском волковском театре.Чехова не испортишь   авангардом, к тому же провокативные трактовки расставляют   новые акценты в азбучно знакомых текстах.
Теперь Пускепалис поставил Вампилова, «Прошлым летом в Чулимске». И заметил в интервью, что счастье  там невозможно,как бы герои к нему не стремились.   А они очень хотят быть счастливыми,те герои,  бьются, как лягушки, упавшие  в горшок сметаны.Зубами и ногами !- наставляет дурноватого общественника Мечеткина ( играет его сериальный актер Станислав Дужников) местная Магдалина  по имени Зинаида (Юлия Чебакова).Но куда неповоротливому Мечеткину до нее или,скажем, до буфетчицы  с нехорошей фамилией Хороших (Наталия Егорова). Те ни на секунду не оставляют вниманием своих мужчин, контролируют каждый их шаг, подслушивают, подглядывают, а надо – и интригу сплетут, как Зинаида.
Ей удается почти невозможное: раздобыть записку, адресованную сопернице,  и сильно осложнить той жизнь, напустив на нее нового поклонника. Только одного не может  сделать аптекарша  - удержать любимого человека.А ведь она действительно любит Шаманова .  Он не преувеличивает, когда говорит, что Зинаида  знает его лучше, чем он сам… И что с первого дня она понимала его с полуслова… И вообще она  -самая умная женщина на свете…Когда так говорят женщине? Когда ее бросают. И самая умная женщина это хорошо понимает. Но самой умной  вовсе ни к чему так напиваться (точно из другой оперы эта сцена) и   сильно закрикивать. Можно попробовать  просто молчать и смотреть  ,что актриса и делает, когда режиссер  ее  в мизансценах не озадачивает. Глаза у нее чрезвычайно выразительные.
Принижен и образ  буфетчицы.Она, конечно  , антипод  девушке Валентине, которая  просто любит Шаманова, особенно свою любовь   не навязывая.Однако  визгливой бабой, мужем  усердно битой (гримеры  самозабвенно расписывают лицо актрисы синяками и ссадинами), Анна Хороших не была.Она тоже любит своего озлобленного войной,лагерями , всей загубленной жизнью мужа. Заглаживает давнюю  вину - и  никак не может загладить. «Крапивник» сын, грех ее девичий - родная ведь кровь.

Натурализму не было места у молодого сибирского драматурга.Не красит он и хорошую актрису, которая   нам всем  знакома   по давней   экранизации Вампилова.В  блестящем  актерском ансамбле  телефильма «Старший сын»   не затерялся серебристый холодок   голоска Нины –первой красавицы  вампиловского пригорода.
Актеры – воск в руках режиссера.И  он лепит из них: липучую аптекаршу, неприятную буфетчицу, сына Пашку… колония по которому плачет. Глаза, с какими выходит на сцену герой Игоря Хрипунова, могут быть  у  потенциального уголовника.В них угроза.Он еще только идет, ногой сбивая доску палисадника, а мы уже все про него знаем:схватит, утащит, отнимет силой,  искалечит,а то и убьет.Актер   сразу играет конечный результат.
Шаманов  -единственный герой пьесы, кто в ходе ее меняется , причем - коренным образом. Ему повезло больше, чем схожему с ним  Зилову из «Утиной охоты».Изверившегося в справедливом устройстве мира следователя пробудит  к жизни любовь  юной девочки.
-Я спал, спал на ходу, я дрыхнул. Бессовестно, беспросветно дрыхнул все эти четыре месяца.... Утром я проснулся и увидел свои руки. Они лежали у меня на груди - мои собственные руки, - и вдруг - ты слышишь? - они показались мне чужими,  -исповедуется  «проснувшийся» Зинаиде.

Назначит свидание Валентине, побежит за тридевять земель в Потеряевку, готов бросить все и увезти ее в город.И главное – снова  бороться со  своими нешуточными ветряными мельницами.
Шаманов в версии Пускепалиса (Никита Зверев) – неплохой человек, немного развязный с женщинами, что вполне в  духе времени (подзаголовок спектакля - «История прошлого лета»),  слегка оживившийся,когда узнает Валину сердечную тайну, но не более того.Вялый,отяжелевший, такой Шаманов никуда никого не увезет. Да и сам с места не сдвинется.
Нет главного героя, но есть хотя бы  главная  героиня?Пьеса изначально называлась «Валентина». Есть, но отнюдь не вампиловский нежный и   дикий цветок, растоптанный  тяжелыми плебейскими башмаками.У этой, не слишком складной девушки-подростка ухватки дитяти  постиндустриальной эпохи (Нина Гусева).Странно, что такая Валя может  сломаться после ночного похода с Пашкой .Но коль скоро это  произойдет, актриса убедительно и сильно сыграет  свою главную сцену:униженная, растоптанная,с одинаковым ужасом  она смотрит  и на своего мучителя Пашку, и на объект мечтаний - Шаманова. С кем она останется? - да ни с кем!.. Даже разукрашенный  Чингачгуком «окровавленный» Пашка  (снова гримеры перестарались!) не снизит высокой трагедии момента. Печальны несбыточные мечты, но еще печальнее мечты,сбывшиеся  слишком поздно.
Нарочно для такой  Валентины был  написан первый авторский финал, где она в общей суматохе  хватается за ружье. Ружье из первого акта выстреливает в последнем- все  правильно!На свете счастья нет,  покой нам только снится…следуя логике автора и как будто бы -постановщика.
Был еще  важный герой у Вампилова – палисадник  по дороге в чайную, доски которого сбивают все,кому не лень. А Валентина  каждый раз  водружает их  на место.Палисадник здесь убран за сцену,   герои спотыкаются о невидимую преграду.Нет  доски –нет проблемы, все виртуально,как в фейсбуке.И только вода вполне реально хлюпает под ногами, поднялась по щиколотку,все носят резиновые сапоги,мотоциклы сменили моторки – большая река рядом.Или  то мировая волна, которая  , вроде,поглотит нашу цивилизацию,     она уже двинулась по миру, только в далеком таежном Чулимске еще не знают? Уж какие тут маки - мечта девочки Вали – выжить бы  в водах нового потопа… Что ж, это мысль,это режиссерский выбор.
Но в такой,казалось бы,  всеобщей  «непрухе» постановщик неожиданно  избирает второй, благополучный финал, где Валентина не стреляется ,   и  все  с готовностью кидаются  ей помогать  -ставить на место доски палисадника.С чего бы это они  переменились? Ни счастья, ни покоя, ни воли не сулят не остановившийся взгляд изнасилованной девушки, не  голодные, волчьи  глаза Пашки.
Странное ощущение  от  этого спектакля. Нехилые  актеры, умный, тонкий автор,хороший, глубокий  текст… Переигрывать-то  зачем,и  превращать многослойные характеры в маски, и  нагнетать негатив,внезапно  заключив   все это   happy endом? ..Органичными, природными осталисьздесь  лишь  Дергачев (Михаил Хомяков) да  таежник Еремеев (Янданэ). Всем бы их органику...
Кстати, публика приняла спектакль "на ура" и подмены не заметила.  Может, все и путем, как в рекламе спектакля : «На драму человеческих отношений под названием …билеты можно приобрести не выходя из дома…чтобы ваш поход в театр стал максимально комфортным и приятным» -и т.д,и т.п.Конечно,сидя максимально комфортно,в мягких креслах ,
можно посмотреть драму человеческих отношений. Но воспринять ее  максимально комфортно и приятно, без душевных затрат нельзя.Как только наш театр  превратится  в развлекуху,он перестанет быть театром.
Я очень люблю актера и режиссера Пускепалиса, но  я и Вампилова люблю. Чтобы рассказать очередную  историю о безвольных и коварных бабах,слабых и жестоких   мужиках … стоило ли тревожить тени великих?

                                                                                                                                    Ирина Крайнова


Vampilov,_Aleksandr_ValentinovichАлександр Вампилов не дождался публикации пьесы при жизни.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments