irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТРИО-СОНАТА. Фонд НОВАЯ МУЗЫКА.КОнцерт с органистом Йоанном Вексо

         
                                УЕХАТЬ В ПАРИЖ  И …

…Вернуться, непременно вернуться. Иначе как мы без нашей «Трио-сонаты», неповторимого, утонченного, любимейшего ансамбля старинной музыки (Владимир Скляренко – Елена Лельчук -  Людмила Домбровски)?
К счастью, они всегда возвращаются. Поздней осенью, слякотным,  ветреным (или  же снежным, как на сей раз) ноябрем, чтобы отогреть наши иззябшие души , в который раз  взять в плен солнечной музыкой божественного барокко, подмешав в свою богатую партитуру  и иные эпохи и стили. Ребята  привезли (благодаря фонду Новая музыка – новой интересной концертной организации) титулярного органиста самого известного собора в мире – Нотр-Дам де Пари.
Йоанн Вексо  приезжал к нам ровно год назад,  как раз,когда  ужасная трагедия   произошла в Париже. «Трио-соната»  открывала тогда свой 26-й сезон. Художественный руководитель ансамбля старинной музыки Владимир Скляренко услышал его игру под сводами великого собора и пригласил в Сарато (Йоанн тогда  больше трех часов играл французскую музыку). И вот он снова в России, причем это седьмой приезд в нашу страну.Французский гость прилетел «транзитом из Архангельска» (где тоже давал концерт) через Москву и сразу же начал готовиться к выступлению.
«Бахов» , как и в прошлый приезд, он исполнил обоих - Прелюдию ми-бемоль мажор Иоганна Себастьяна и Сонату фа-мажор Карла Филиппа Эммануила, второго сына  немецкого музыкального гения.  Своеобразную трактовку   французского органиста, его глубокие раздумья над музыкой  и как бы  «внутренний воздух» в исполнении,   особую пластику  игры мы уже отмечали.
Великолепная четверка исполнила   и знаменитое Анданте Иоганна Кванца, которое не раз  перекладывали  для скрипок, флейт,   других инструментов. Кванц  был любимцем будущего  прусского короля Фридриха . Он учил его игре на флейте и однажды  был  даже …спрятан в шкаф  от гнева отца-короля.  Став  придворным композитором и музыкантом,  Кванц  давал уроки игры королю, управлял придворным оркестром, сочинял, изготавливал инструменты по собственным эскизам. А коллегой Кванца при дворе был
Карл Филипп Эмануэль Бах. Все это мы узнали из изящного и любопытного  конферанса Владимира Скляренко.
На вечер прозвучала   лиричная Фантазия фа-минор в исполнении органа и гобоя  -  еще одного немца  и Иоганна -  Кребса, он «продолжил линию позднего барокко и традиционной немецкой полифонии в музыке».  Виртуозные мастера Скляренко и Вексо сыграли  на пару  и Концерт для гобоя в 3 частях  пленительного Марчелло. Победительная музыка   звучала уже  в полном составе. Это был его великолепный Кончерто гроссо си-бемоль мажор . Моцарт, Мендельсон,Равель – музыканты словно состязались между собой в выборе изысканных имен и произведений. Павану Равеля они  снова играли все вместе,  трепетно донося до нас тонкий аромат медленного, задумчивого танца, написанного французским композитором для фортепиано, но  им же и   оркестрованного.  Как нельзя лучше подходят к Паванне стихи Гийома Аполлинера, прочитанные Володей Скляренко, «Бреду, сам не зная куда,/Со старой книгой над Сеной , /А боль, как речная вода,/С её бесконечно сменой-/И дни мои словно года...»
Ведущий много и к месту читал   поэзию ,  прозвучала и такая строка: « Уехать в Париж,чудо-город Париж...». Мы  уже знаем, что лето и  осень «Трио-соната» проводит в разъездах по Европе, играли чудесные наши  клавесин и гобой  (Елена Лельчук и Владимир Скляренко) в этом году  во Франции, в Германии, в Голландии, впервые участвовали в музыкальном фестивале в  райском уголке над  лазурным морем -   в  Хорватии.Но всегда и отовсюду они  возвращаются к нам дождливым, ненастным  ( снежным) ноябрем ,чему мы признаться, очень рады.
Странное танго Пьяццоллы, исполненное любимым ансамблем, и  строгая Молитва Сейгерса завершили чудесный вечер. Ведь Йоанну  предстояла еще одна поездка по российской глубинке –в Пензенскую филармонию..
Напомним, что Вексо гость родился в Нанси, музыке учился с  семи лет,   курсы прошел  в Страсбургской консерватории и в Парижской. Очень рано - в 22 года назначен  органистом Нотр-Дама.  В 30 лет  стал органистом кафедрального собора Нанси.Преподает орган в консерватории, проводит множество концертов,  во Франции и за границей, сделал запись нескольких CD на исторических французских органах,   также- на большом органе Собора Парижской Богоматери. В этом году его  ждет еще и  Америка.
                    
                                                                                                               Ирина Крайнова, фото Юлии Арон



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments