irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТРИО-СОНАТА. Концерт в филармонии "Венецианский гений"

   

                                                     РЫЖИЙ ГЕНИЙ

Как все просто: портал в прекрасное  далеко   (в прошлое, а  не будущее) находится, оказывается, в Камерном зале Саратовской  филармонии.
На концерте ансамбля старинной музыки «Трио-соната» садишься в мягкое кресло с  удобной полукруглой спинкой, прикрываешь глаза (свет, к сожалению, не пр
иглушается)… и  вдруг Венеция великолепного века выплывает из  исторического тумана   изогнутыми носиками гондол, стройной статью   старых дворцов,  пугающими масками  карнавальных  героев и музыкой – божественно красивой музыкой барокко.
Вечер посвящен Антонио Вивальди – самому  венецианскому из композиторов  той страны, где абсолютно  все напитано гармонией,   и высокими  чистыми нотами звучит все кругом - горы, долины, морские просторы. Но как вообще  можно было соединять сан священнослужителя и  создание такой  лучезарной музыки? Это Италия, синьоры…
Конечно, не везде в своих 450 концертах (в некоторых источниках  эта цифра  доходит до пятиста) Антонио  так уж жизнелюбив. Он очень разный по эмоциональному  настрою,  передаче его малейших оттенков. Только слишком  злой  и  завистливый ум  мог   утверждать , что Вивальди  написал всего один концерт и  множество его «повторений» . Припомним знаменитую песню Берковского и Никитина на стихи Величанского . Я услышала ее раньше, чем музыку Вивальди. И до сих пор  восхищаюсь образной точностью  поэта.
«Заплакали сеньоры, их жены и служанки,
Собаки на лежанках и дети на руках.
И стало нам так ясно, так ясно, так ясно,
Что на дворе ненастно, как на сердце у нас,
Что жизнь была напрасна,
Что жизнь была прекрасна,
Что все мы будем счастливы
Когда-нибудь, бог даст».
Одновременно «напрасно» и  «прекрасно», грустно  и светло. Это Вивальди, синьоры...
Рыжий священник  много-много лет занимался  с  сиротками -воспитанницами  «консерватории» ( Pio Ospedale della Pieta) -  верно,  их юность и свежесть  и вдохнула в этого хрупкого, болезненного человека энергию и силу, чтобы  писать такую солнечную музыку. О  том хорошо говорила  на концерте музыковед Валентина Агафонова.Просто, незатейливо рассказала она жизнь любимого  баловня Венеции, вынужденного на закате дней   покинуть  ее, ,умершего в нищете, забытого и возвращенного в искусство благодаря Иоганну Себастьяну Баху, «его величайшему почитателю и вероятно единственному, кто в то время смог понять все величие гения этого музыканта» .
У портрета Вивальди, который  полагают подлинным только потому, что в руках у него скрипка (Антонио считался скрипичным виртуозом), а из-под пышного парика выбивается рыжая прядь, играли и играли  три   чудесных музыканта. Лауреаты Международного конкурса на родине Вивальди (!) Елена Лельчук  (клавесин – рояль) и Владимир Скляренко (гобой), виолончелистка Елена Ларионычева, заменяющая  сейчас Людмилу Домбровски…  И замечательные инструментальные концерты Вивальди, и его талантливых  современников,   и гениальные  адаптации его  Бахом, и   чудные «Времена года», сопоставленные  с нервным, убыстренным ритмом Астора Пьяццоллы. Прозвучала  Зима, ненастная  и  прекрасная у   Антонио, злая и веселая у  Астора.
С сожалением у ходя из зала, мы уносили в сердце частичку света , любви и красоты жизни- все то, что дает музыка  солнечно  рыжего учителя музыки из скромной музыкальной Пьеты для девочек-сироток. Послевкусие, как после бокала хорошего венецианского Фриули, сохранилось  в нас надолго.
                                                                                                                                                                   Ирина Крайнова



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments