irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

САРАТОВСКИЕ ТЕАТРЫ. Тюз Киселева. Премьера "Майская ночь"


                                      СУРДОФЕЕРИЯ С  ГОГОЛЯМИ
Самый необычный спектакль года  случился в тюзе Киселева. Феерию «Майская ночь» по избранным произведениям Гоголя поставил именитый молодой  режиссер  Роман Феодори.
Главный  режиссер  Красноярского тюза- — лауреат Национальной премии «Золотая маска» за спектакль «Мамаша Кураж и её дети». Визуальный спектакль художника-режиссера  Даниила Ахмедова «Алиsа» (художественный руководитель постановки  Феодори) получил специальную премию «Золотой маски» - «За яркий образец спектакля-феерии».
Вот и мы  смотрели  невиданное  доселе   зрелище с летающим чертом, плавающими  в пруду утопленницами, свободно  парящими в   гробах панночками. Красивая  «картинка» менялась каждое мгновение, как в  многоцветном детском калейдоскопе.Только жесты, только лаконичная  пластика, минимум слов. Но вполне достаточно, чтобы понять сюжет  не читавшим Гоголя школьникам и  разобраться с ним  зрителям, не имеющим слуха. Юмор, юмор, юмор, которого у Николая Васильевича в избытке. И  - цитаты из разных его произведений. И сам Гоголь, размноженный, ручкой из проплывающего по небу гробика  благословляющий.«Шинель»  в этом «собраньи пестрых глав»  выглядела все же  инородным телом..
Яркое  действо, высочайшего класса трюки, великолепные костюмы  ( ах,как хороши венки у  дивчин  - словно  пышные букеты),  точное обозначение колорита  украинской Диканьки. Парубки только плечами повели – но  ведь как повели ! Дивчинки  лишь ручки вскинули – и танец, озорной, горячий танец, уже  готов.Мы  не подозревали о таких возможностях новой тюзовской сцены.  Как пишут в пресс-релизе, «Роман Феодори и Даниил Ахмедов пытаются создать особый, не имеющий аналогов в России, тип спектакля для детей. Они стремятся разбудить воображение и обратиться к образному мышлению ребенка, используя зрелищные и яркие сценические эффекты, музыку и пластику артистов».
Черта помянешь – а он уж тут как тут. Что очень верно для «Майской ночи» . По моим подсчетам, герои поминают   в повести   черта ( дьявола, нечистую силу мужеского пола) до тридцати раз. Не считая всяческих ведьм и утопленниц. А  сколько раз  «чертыхаются» и  "бесятся" в полном собрании его сочинений?.. Как писал Дмитрий Мережковский, "Как черта выставить дураком" -- это, по собственному признанию Гоголя, было главною мыслью всей его жизни и всего творчества. "Уже с давних пор я только и хлопочу о том, чтобы после моего сочинения насмеялся вволю человек над чертом".
Авторы феерии  сделали черта пружиной  всего действия. Всесилен герой Алексея Кривеги. Простодушному  Вакуле  (Руслан Дивлятшин) удалось его оседлать. Он отыграется на  тихом философе  Хоме Бруте, вскочив на него верхом, робкую Агафью Тихоновну (Елена Краснова) побудит  бесплодно мечтать ,«если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязанности, какая у Балтазара Балтазаровича…» В фантасмагории украинской ночи черт  вообще в своем праве.Насмешливый,в  агрессивно красном, он и прелестную Ганну  ( хороша в этой роли Вера Яксанова) соблазнит  на   опасные  разговоры («Видно,и правду говорят люди, что у девушек сидит черт, подстрекающий  их любопытство»). Помахивая  длинным хвостом, благословит  лихого казака Левко  (Артем Яксанов) на злые шутки. Вскружит старую, некрепкую уже голову  самому Голове (острый,запоминающийся  здесь Алексей Карабанов).Хотя спектакль рекомендован с 12-ти лет, в  его сценах  есть малоприличные  вольности. Речь не о уморительной  мизансцене со Свояченицей (Татьяна Чупикова - пример  блестящей роли в эпизоде!), когда  тощий Голова, по-детски свернувшись калачиком,  спит на  ее мягком животе-подушке.
В этой повести страшное и веселое перемешано как нигде.Потусторонние силы возникают  будто  лишь для того, чтобы с помощи Левко отыскать Мачеху. Чудесна беззащитная   златовласая Дарья Доронина в роли Панночки , злорадна пугающая черная  Ведьма (Анастасия Бескровная). Прыгает Панночка (их тут две –есть еще бесконечно   катающаяся  в гробу из «Вия») так высоко и  так много, что  становятся видны «белые  нитки» трюка. Мистику смешно разбавляет дуэт казаков,  те  являются все с новыми и новыми инструментами, умудряясь не столько наигрывать,  сколько…выпивать из них.Именно этим  двум  и достаются   хрестоматийные слова про украинскую ночь.
Но вот  все  страшное позади,   усердный служака Голова узнает  в  невинном девичьем веночке «комиссарову руку»   -  с повелением оженить   Левко. А  финальное пение героев не   звучит  праздничным мажором. Это   протяжная, лиричная  песня о девичей доле. Невероятно красивая и трогательная, как все украинские песни.И жмет сердце незваная тоска,и   видишь театр в его истинном    назначении   - не балаган он,   не  эффектное  шоу.
На заднике, силуэтом, оседлал полумесяц  нечистый ,   тут снова вспомнишь Мережковского: «смех Гоголя -- борьба человека с чертом». Вечная ...Вот же  великолепная точка. Но  нет,  черт  освещается софитом, чего-то  еще вещает.Жаль…Жаль и  прекрасный авторский текст, которого  так мало. И про «необъятный небесный свод»,и «величественный гром украинского соловья», и очарованное , дремлющее на возвышении село. Превосходный спектакль, зрелищный, на самом  пике технических  и театральных новаций…  Не хотелось  бы, чтоб   остальные  наши спектакли  сделаны
были по тому же лекалу.
                                                                                                                                  Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments