irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. ВЫСТАВКА 40 саратовских художников



                               
                         СОРОК ВНЕ КАНОНА

В новых залах Радищевского музея  открылась экспозиция «Вне канона. Глава II: Саратов»
Как рассказала куратор выставки Елена Дорогина, она связана с двумя проектами –выставкой «Вне канона», подготовленной Государственным музейно-выставочным центром «Росизо» и показанной в Москве, Ярославле и Нижнем Новгороде, и выставкой из собрания Радищевского музея русского религиозного искусства XVIII – начала XX века, которая  вот-вот откроется в историческом здании.
Первая выставка до нас не доехала, и саратовские  искусствоведы решили  дать  разработку  религиозной темы местными художниками. К тому же наша  выставка шире,  поскольку представляет  работы на религиозные сюжеты и те картины, где лишь использованы «формально-стилистические принципы канонического искусства».
40 художников, работая в совершенно    в разных стилях,  показывают  картину духовных исканий саратовской живописи, начиная    от последней четверти ХХ века .Искусствоведы Елена Дорогина и Галина Беляева условно делят   экспозицию на группы.
Работы, где  авторы «в минимальной степени вмешиваются в смысл канонических сюжетов… стремясь скорее к тому, чтобы древние истории убедительно прозвучали на языках современного искусства». Или  «создают оригинальные символические образы, на первый взгляд, довольно далекие от канонических, но …тесно с ними связанные цепочками опосредующих ассоциаций». Представлен и  как бы «один из концептуальных «полюсов» выставки».   В одиночестве,как титан Возрождения , здесь  только Владимир Солянов, выдающийся наш  художник, который «понимал искусство как высшую форму духовной деятельности человека и был уверен, что оно должно иметь свой храм».
Зачастую художниками  берется один библейский или евангельский сюжет и разрабатывается по-иному.Четыре произведения на тему Бегство в Египет (запоминается Карнаухов,у которого осел  почти заслонен массивными  рельефными фигурами,  и кажется,  песчаный ветер пустынь прорвался к среднерусским избам на заднем плане; силуэтно,выразительно- одним мазком решены фигурки в композиции Пашкина). Три Благовещения.На голубых ликах архангела и будущей Богородицы Ирины Мельниковой разлита  неземная  чистота. У Андрея Мельникова фигуры   даны  в минимализме и плавности линиях  старых фресок.
Тема Распятия и Святого креста одна из центральных на выставке.  В «Голгофе» Елены Панферовой накренившийся   крест  рассекает картину на две части. С античным изломом склонились скорбящие женщины. В правой  ее части преобладает тревожный  алый цвет , но золотистый  покров  уже разрывает идущее сверху голубое сияние- примета скорого Воскресения. «Крест» Андрея Ванина плотно записан значками и  фигурками.  Почти бестелесны и прекрасны ангелы и святые в  светлых тонах  чусляевских крестов. Крест  Солянова прост  только на  первый взгляд: стремящиеся друг к другу  цветные прямоугольники с закругленными краями.Каждый видит, что он видит.Я увидела четыре стихии жизни– радости земные, небесные,  искушения ( властью, богатством, славой, физическими влечениями), духовные устремления.
Картины многозначны, все  описать невозможно.Есть узловые  - большое полотно Татьяны Хахановой «Свет миру», где   «ощущение неизбежности вселенской трагедии» и –«излучающий свет образ Иисуса Христа».Эпическими образами мыслил в последние годы Павел Маскаев.В его триптихе «Благословен день и час» мощная  фигура архангела Салафиила высится как  надежный страж человека  от всех  сил зла. День вернисажа  совпал с  днем памяти Маскаева,  выставку посвятили ему и всем недавно ушедшим большим  саратовским художникам.
Тоже   довольно  большая работа, она приковывает взгляд - «Утренняя фантазия» Владимира Мошникова .  Как у   Матери Божией,  здесьсветлый, печальный и сострадающий взгляд.Еще с  его персональной выставки помню удивительную картину Вячеслава Лопатина «И мы тоже  были» , где Мать  - заступница вообще   всех детей,и  фигурка ребенка как бы вписана в традиционный дуэт  Богородицы с младенцем. А эта женщина в черном вдовьем платке , крепко прижимая к себе сына  в сложенной крыльями пеленке,  пытается уберечь его от будущих бед, которые, конечно , предчувствует (Виктор Чудин).
Неспешны и выразительны «Рыбаки» Алексея Кондрашова.Лучезарны и пластичны  «Девы» Елены  Мальцевой. Напоминает волшебный рождественский витраж склоненная над новорожденным головка  Марии Геннадия Панферова .  Еще и  в  дивно светящихся  золотисто-синих тонах. Белые камешки словно  открывают дно морское , «когда вода всемирного потопа вернулась вновь к границе берегов», спасая ковчег и его обитателей на картине Светланы Лопуховой .
Экспрессивные скульптуры Щербакова, Камышникова, Ощепкова дают  зримое ощущение присутствия в мире высших сил.
Появилась и  картина нашего знаменитого коллекционера Игоря Аскасева –в технике наива  он пишет Эдем до грехопадения.Выделяется  работа недавно вернувшейся в Саратов Светланы Мазулевской . Ее «Руки» Творца, грязные от первоначальной глины,  мнущие в руках  Нечто податливо мягкое ( не наш  ли земной шарик?), действуют очень эмоционально. Поначалу я их приняла за что-то совсем другое.
Выставка настолько глубокая, энергетичная… одного посещения   явно мало.Надо приходить и смотреть .                                                                                                                                                                                Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments