irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

МУЗЕЙ-УСАДЬБА БОРИСОВА-МУСАТОВА.МУЗЫ МУСАТОВА

ВЕРНИСАЖ

Элеонора

               ТРИ  ЖЕНЩИНЫ БОРИСОВА-МУСАТОВА
Вообще-то женщин было четыре.Была еще мать ,которую он горячо любил.Но сейчас речь пойдет о трех.Сестра Елена,жена Елена,дочь Марианна.
Именно им посвящена новая выставка в музее-усадьбе нашего великого земляка.В каждом маленьком зальчике  очередная часть экспозиции рассказывает об одной из мусатовских муз.А ведут экскурсии, каждая в своем зале, три  прекрасные музы музея –директор Элеонора Белонович , ее сотрудницы Ирина Похазникова и Елена Платонова.
Малоизвестные материалы из архивов Радищевского музея и Марианны Борисовой-Мусатовой составили содержание уникальной,даже сенсационной выставки.Виктор Эльпидифорович умер в 1905 году,и жизнь его родственниц лучше всего прослежена до этого периода.Но  они продолжали  жить и творить,  и жили насыщенно и интересно.Научно-исторические  материалы новой экспозиции, включающие письма, фотографии, журналы, рисунки,книжные макеты, помогают  восстановить недостающие фрагменты и воссоздать многокрасочную, объемную  картину их жизни.
Главная Муза  знаменитых картин  художника(вспомним хотя бы три -«Осенний мотив, «Изумрудное ожерелье», «Водоем») - младшая сестра Елена тоже имела живописный  талант и по рекомендации брата поступила в Строгановку.Стала  художником по фарфору, работала у известного Цингеля;ее гимназических знаний хватило на то,чтобы стать потом  переводчицей.Серьезно занималась творческим наследием брата, написала о нем воспоминания, словно для того прожив такую  огромную жизнь -91 год.Мы видим характерный, «мусатовский» облик  Елены Эльпидифоровны на фотографиях брата,приуготовлявших композиции его картин, и  ее снимки с мужем, и уже в глубокой старости.
Посетителей привлекут  фотографии жены художника, возможно , бывшей не слишком фотогеничной, но обладавшей яркой, привлекательной внешностью южноросски.Любящий муж умел снимать свою Леночку.Очень хороша она  на свадебной фотографии,где улыбается тепло и задушевно.
Елена Александрова сама была хорошей художницей.До такой степени хорошей, что  этюды женских головок Александровой долгое время приписывали  кисти ее  великого мужа.В 30-е годы,когда имя Борисова-Мусатова как безнадежного «формалиста» оказалось под  запретом, в Радищевский музей  отправили из Москвы несколько его работ.И только связи с Омским музеем изобразительных искусств  позволили  исследователям выяснить принадлежность двух произведений. Там хранится картина Александровой,эскизами к которой, видимо,   и были  эти этюды.
Жена ,которую так пылко любил знаменитый живописец (до свадьбы они расставались на несколько лет,но  не смогли друг без друга), оказалась со временем  незаслуженно забытой  художницей.Умерла в 1921 году в Крыму,как предполагают,от голода. Их дочери тогда было всего 15 лет.
Еще один уникальный снимок  на стене музея:Елена Мусатова с  крошечным малышом  на  руках. Назвали девочку в честь художницы и друга семьи Веревкиной.Марианне было 11 месяцев,когда неожиданно умер ее отец.
В третьем зале – жизнь и судьба дочери художников, раскрытая столь подробно благодаря ее архиву, подаренному Радищевскому музею  крестником Марианны Александром Яковлевичем Олейниковым.
Все случайности закономерны, давно известно!Он приехал на научный семинар в Саратов, пришел в усадьбу любимого художника. Завязалась переписка с  сотрудницами усадьбы.Убедившись в глубине и серьезности их научного поиска, Александр Яковлевич преподнес бесценный архив в дар лучшему провинциальному музею страны.
Мы видим теперь снимки Марианны,ее мужа, который , оказывается,был доктором искусствоведения и большим эрудитом .Он становится  первым избранным директором Эрмитажа.А жена его стала художницей,окончив Ленинградский художественно-промышленный техникум.И иллюстрировала книги ведущих издательств страны.

«Обязательным номером» в нашем детстве была книжка «Ленин и дети». Но кто  из нас знал,что  рисунки к ней сделала дочь самого Борисова-Мусатова!
Представлены на выставке и другие графические работы художницы.Любопытны ее рисунки к «Тамани» Лермонтова, изданной на башкирском языке.Стиль Марианны – стремительность, экспрессия, при строгой выверенности композиции.Они напоминают гравюры.

Ее муж, слишком  уж страстно защищавший  художественные ценности от полуграмотных «комиссаров», загремел в ссылку в Уфу. Заболеет туберкулезом, от которого  уже не оправится.Кто б узнал в этом рано постаревшем,изможденном человеке, красивого,веселого, спортивного директора Эрмитажа, превосходного яхтсмена…
Марианна сопровождала мужа во всех его спортивных деяниях, метко стреляла, скакала на лошади (  была награждена за успехи) ,абсолютно все умела делать  своими руками. Есть такие невероятно талантливые люди.К тому же она была скромна и сердечна.Благодаря такой увлекательной выставке мы узнали  о жизни трех замечательных женщин.Материалы ее  «тянут»  уже на несколько книг и диссертаций.

                      Ирина Крайнова,фоторепортаж Валерия Кузьменко (на снимках - музы музея



Эл.4
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments