irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. ВЫСТАВКА РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИВОПИСИ



       
                                 ИКОНА    ИЛИ  РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА?

Задумывались ли мы когда-нибудь, как эпоха Петра, поставившего Россию  на дыбы, сказалась  и на каноническом иконописании в том числе?
Конечно, это не единственная причина, но очень существенная.  Что позволяет увидеть грандиозная выставка «Русское религиозное искусство XVIII – начала XX веков в собрании Радищевского музея», открывшаяся  по периметру второго этажа  исторического здания. С конца XVII века русская архитектура и религиозная живопись  попадают под влияние западноевропейской.  При Петра I на первый план выходит светское искусство. Законодателем вкусов в религиозном искусстве постепенно  становится   Академия художеств .
Мы можем увидеть здесь  крупнейших российских живописцев  - авторов академической религиозной картины. Это  и профессор академии Федор Бруни ( расписывал Исаакиевский и  Казанский соборы в Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве и другие важнейшие объекты),  с картиной «Моление о чаше».  И эскиз росписи  знаменитого Карла Брюллова «Иисус перед народом» для Исаакиевского собора, и  этюд  замечательного  художника Михаила Нестерова к композиции «Путь к Христу», размещенной   в московской Марфо-Мариининской обители. На выставке  много работ (иконы, эскизы  картоны) Виктора Васнецова, ярчайшего представителя русского религиозного искусства конца
XIX-начала ХХ веков.Глаза его Богородицы и святых горят  нестерпимо прекрасным огнем.
Имеются  и иконы – московских, петербургских, провинциальных  мастеров. Если иконописная школа Петербурга  не могла  не попасть под влияние академических веяний, то владимирские мастера больше оставались  верны  установившемуся канону иконописания. Имеются здесь и иконы  из саратовских мастерских.  Стиль барокко добавил иконе  динамизма, пышности, внешней красивости. Особенно  эти отличаются юго-западные иконописные работы. Святая Варвара  здесь  - в пышной развевающейся одежде,и облик ее вполне «западноевропейский».
Старообрядцы сумели сохранить    технические основы  традиционной русской иконописи. В Саратовской губернии  ареал обитания раскольников был весьма внушителен (Хвалынск, Вольск, Пугачев, Аткарск). В экспозиции -  саратовские старообрядческие  иконы, а  также   других центров раскола, (Гомельская, Черниговская, Самарская губернии).Прикладники тоже шли в русле художественных течений.  На выставке  - драгоценные  облачения высоких церковных иерархов, серебряные оклады к иконам и духовным книгам, дарохранительницы. Работы мастеров из Москвы, Петербурга, Саратова. Любопытна подборка сувениров паломников в святые места.Резные иконки Киево-Печерской лавры ,перламутровые раковины   Святого Афона, миниатюрные эмали    Ростова Великого.
У каждого  из нас свои любимые,  «домашние» святые. Сразу обнаружив  довольно традиционное изображение Серафима Саровского на  большой иконе,  стала  искать Николу Чудотворца и  увидела множество его изображений в  очень разных стилях. Надолго внимание приковали тонкие  акварели Нестерова с характерными для него  монашенками и  волжскими видами. Оказывается, здесь  у нас  их много, они принадлежали хирургу Елене Разумовой,  саратовчанке по рождению,лечившей художника. Впечатляют и поленовские зарисовки Святой земли, что  показывает край скудный  и суровый, требующих постоянных трудов. Как старых знакомых повидала – деревянные скульптуры Христа в  наивном стиле, которые раньше неизменно украшали древнерусский отдел музея.
Искусствовед Вероника Приклонская познакомила нас с малоизвестными сокровищами музейного фонда. Изумительны работы Васнецова…Художник   работает   уже маслом,  но возвращает  нас к древнерусским образам,правда, исходя из опыта художника 19 века. Впервые демонстрируются  маленькие лицевые подлинники, с которых  мастера  пишут иконы. «Под воздействием европейской традиции происходит процесс размывания границ иконы и религиозной картины». Нам показали работы, выполненные в технике  иконы  на доске, но уже с композиционной свободой  западноевропейской живописи.
Выставка открыла целый пласт русской религиозной культуры  двух веков, долгое время остававшийся закрытым для широкой публики. После серьезной реставрации, извлеченные из  музейных кладовых картины и предметы культа  как бы заново  подтвердили свою художественную  и духовную ценность.Нет, традиционная  русская икона, пережившая величайший взлет  при Андрее Рублеве, не исчезает навсегда. Она выжила и осталась  с нами,   остается  и   лучшая   академическая церковная живопись.
                                                                                                                                                                                                              Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments