irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЕАТРЫ САРАТОВА. Театр драмы, музыки и поэзии "БАЛАГАЧИКЪ". Новая редакция "Рождественского романса"



                                                    В ОЖИДАНИИ ЧУДА
"Рождественский романс" на стихи  Бродского  перепоставили  в «Балаганчике» - театре драмы, музыки и поэзии - Михаил Музалевский и Игорь Гладырев .
Из  него ушел Пастернак («Мело, мело  на всей земле…»), но появилась выразительная пластика известного хореографа Светланы Титовой . Как будто поиграв в снежки,  как будто изящно потанцевав с партнерами ( вместо пары –гнутый венский стул), артисты  наряжают елку не игрушками – снимками  из детства, как будто возвращая самим себе  чудо, которое каждый год приходило в метельную ночь, когда ты  был еще  совсем маленьким, и куда-то исчезло, когда ты окончательно  вырос.  Люлька, где как будто лежит младенец,  под легким  прозрачным пологом, примет сразу трех актрис – все они как будто примеряют на себя роль той, единственной Матери.
В  "Рождественском романсе" Бродского , который  многие любят читать со сцены, это как будто повторяется непрестанно как будто жизнь начнется снова,/как будто будет свет и слава,/удачный день и вдоволь хлеба»).Но   Новый год  у него  - «плывет в тоске необьяснимой певец печальный по столице». И так, рефреном, из строфы в строфу. Так что всё и  у Бродского, и в спектакле как будто.
Правда, неоспоримо  ярка мажорность   мандарин ,  глубок вишневый  оттенок вина в бокале.Но именно  на  их фоне звучит одно из самых не торжественных рождественских стихотворений.
Сетки, сумки, авоськи, кульки,/шапки, галстуки, сбитые набок./Запах водки, хвои и трески,/мандаринов, корицы и яблок./Хаос лиц, и не видно тропы/в Вифлеем из-за снежной крупы.
Бродский писал о Рождестве много,  оставив уникальный цикл  -  истинный венок поэзии! – 23 рождественских стихотворений. Между  ними десятки лет. Положив себе за правило писать на каждое Рождество, поэт сам  же нарушал его. Только  семь  родилось в  его «советской» жизни, остальные, после  большого перерыва,  в «постсоветской». Последнее  рождественское - «Бегство в Египет».
Здесь уже  готовность примириться с жизнью, как бы  тяжка она ни была: «В пещере им было тепло втроём;//пахло соломою и тряпьём.//Соломенною была постель.//Снаружи молола песок метель.//И, припоминая его помол,//спросонья ворочались мул и вол».
Актеры в «Балаганчике» воистину  синтетические (кроме постановщиков  - участники спектакля Лиза Симагина, Дарья Земскова, Наталья Карпова): профессионально двигаются, внятно  читают  труднопроизносимые строки, хорошо поют ( в спектакль  только-только  ввелась выпускница театрального института, но  это не чувствуется).Или -  произносят   рифмованные строчки так, будто  поют. Это уже  "вина" постановщика. Превосходный композитор, Игорь Гладырев говорил перед началом спектакля, что здесь все стихи просятся в музыку.Ему   очень хочется вмешаться,и, возможно, в будущем  спектакль весь будет музыкальным. И пусть, если это музыка Гладырева ( лишь бы  не под фонограмму,  что так несвойственно «Балаганчику»).
«Почему вдруг наполняется светом//Сочетанье каких-то слов,//Если одно из них - только ночь,//Другое - только мечта?» - звучит первая песня на слова француза Ива Бонфуа. И  неожиданный Лермонтов с его малоизвестным: «Под  перезвон колоколов забьется колоколом сердце». Однако  все рождественские песнопения - стихотворения  перекрывает    скорый гладыревский речитатив на стихи Бродского: «Теплится звезда,//как уголь под остывшею купелью.//И гости, не коснувшись головы,//Нимб заменяют ореолом лжи,//а непорочное зачатье – сплетней». Еще и орел имперский «глядит нетопырем». Так и другое, фирменное  «от Иосифа», на ум придет. «Если ж выпало в империи родиться»….
Дети всегда ждут и, в конце концов, дожидаются чуда. Потому так  волшебно  пленителен праздник «Звезда Рождества» для маленьких в «Балаганчике». Но взрослые такие серьезные и умные! Они  уже слишком много знают .Их Рождество  - только ожидание чуда, где вместе  с надеждой  живет  сомнение.  И в этом спектакле, созданном двумя талантливыми людьми  -Михаилом Музалевским и Игорем Гладыревым, все слегка подморожено. Как будто.
                     Звезда глядела через порог.
                     Единственным среди них, кто мог

                     знать, что взгляд её означал,
                     был младенец; но он молчал.

                                                                                                                                                                    Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments