
ТОНКАЯ НИТЬ СВЕТОВОГО ЛУЧА…
Или горящая тихо свеча,
Или сияющая лампада,
Или луны благовонный янтарь
Нам говорят, что рождается Царь
В замыслах ночи, среди снегопада…
Тихо, плавно,неспешно-завораживающе начинает свой творческий вечер на выставке «Вне канона» большой русский поэт Светлана Кекова. Не случаен выбор : Радищевский музей – первое место работы Светланы. И здесь, в экспозиции саратовских художников на религиозные темы - две картины, навеянные поэзией Кековой. Одну из них написала Наталья Леонтьева.
Сколько слушаю чтение самой Светланы ( ее мало кто умеет читать), каждый раз дивлюсь : в чем тут секрет, магия чтения? Ведь сразу и без остатка погружаешься в ее мир - такой простой (кажется, он совсем рядом - только руку протяни) , такой высокий, такой понятный и - такой надмирный. Кто еще может с невероятной простотой «пройти вдоль волн, не замочивши ноги,/из сорных трав сплести себе венок, убрать с крутого лба седую прядь,/на дудочке пастушеской играть…»? Но не раньше ,«когда Господь протянет руку мне,/когда мой грех сгорит в моем огне». Разве только Анна Андреевна («Что почести, что юность, что свобода/ Пред милой гостьей с дудочкой в руке»).
Знаю выдающегося поэта Кекову почти 20 лет. Нас познакомила общая подруга Наталья Медведева, сама чудесная поэтесса. Наташа писала, как дышала - по-пушкински легко. Но перед Светой она благоговела, передав мне свое отношение к ней - восторженную нежность. В те годы Кекова печаталась и была больше известна в Европе, чем у нас. По легенде, выделявший ее Бродский даже собирался в Россию - встретиться с восходящей поэтической звездой, в чем-то ему е стилистически близкой.
Бережно храню первые Светины сборнички ( изданные в России) , когда-то подаренные мне: «Восточный калейдоскоп»( Саратов, учебно-научный центр «Колледж») и «На семи холмах»(Санкт- Петербург, Пушкинский фонд).Ищу в них ответы на вечные, не «актуальные» вопросы.
На вечере,прочитав рождественские стихи из новой книги «Нездешний гость», - так она названа - Светлана Васильевна переходит к другим произведениям ,читает посвящения друзья-художникам, звучат ее старые стихи на рождественские и иные евангельские темы.Хотя - может быть ли быть что-нибудь старым из ее уст? Стихи эти вечны, пока вечны на Земле поклонение младенцу Иисусу…
Я вспомнила давнишнее, из первого сборничка с трубецковскими ракушками на обложке: «От воловьих ноздрей поднимается в воздухе пар,/Млечный путь в небесах наподобье висит полотенца. /И стоят у пещеры Каспар, мельхиор, Балтазар,/ из заплечных мешков вынимая дары для младенца…». Тонкими нитями слова и рифмы легко заплетает световые лучи поэт. Слаб ее тихий голос, подобен туманной луне абрис, но слушать ее, смотреть на нее можно бесконечно. На исходе дня, во вселенной, в конце зимы…
Ирина Крайнова