irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

МУЗЕЙ-УСАДЬБА ЧЕРНЫШЕВСКОГО. 120 лет Нине Чернышевской




                              ВНУЧКА ВИЛЮЙСКОГО УЗНИКА
Тихо, уютно, по-семейному  отметила  музей-усадьба Чернышевского  120 лет  со дня рождения Нины Михайловны Чернышевской , почетного гражданина Саратова
Нина, дочь Михаила, сына Чернышевского, родилась в  Санкт-Петербурге, училась на Бестужевских курсах. В 1918 г. переезжает в Саратов, работает в доме-музее Чернышевского,   с 39-го  - руководит им. Ее первая книга о великом деде «Вилюйский узник» вышла еще  в 1939 г. Член Союза писателей России, награждена премией им. Горького. Кандидат филологических наук.
Известный ученый Павел Бугаенко писал: «Если музей возник как результат прозорливости и неутомимой деятельности Михаила Николаевича, то его создание, становление и развитие – итог всей жизни Нины Михайловны, проявление ее ума и таланта». Дружила со многими крупными писателями -   с Зощенко, Чуковским,  Фединым. Корней Иванович восхищался ее   скорым и  талантливым пером.Именно Нина Михайловна превратила музей  в  научный центр, сумев привлечь к работе  таких  серьезных ученых, как   Скафтымов и Покусаев, Бугаенко и Оксман.
На выставке, посвященной  «петербуржской девочке», отдавшей  всю свою жизнь, талант, энергию музею  великого деда,  собрались  те, кто хорошо знал  Нину Чернышевскую. В  очень  теплой обстановке, за чашечкой чая, среди семейных фотографий и писем, дневников и книжек гости и хозяева вечера вспоминали  эту миниатюрную,  обаятельную, чрезвычайно  интеллигентную женщину. Научный сотрудник музея Жанна Сапожникова заговорила о  трогательных стихах юной Нины, написанных  в Первую мировую войну,  рассказала о  начале работы внучки первого  демократа в музее. Личных вещей  ее сохранилось мало, она  «не считала себя человеком,  который должен  эту мемориальную зону   составлять». Старейший сотрудник музея усадьбы Александр Озерянский  вспомнил, как  раз в месяц они приходили к Нине Михайловне домой, обсуждали итоги  работы, намечали новые дела.Она была знакома со всеми учеными, занимавшимися Чернышевским, поддерживала неформальные отношения и с  их семьями. Уважали ее все, даже представители ученого мира, которые стояли на полярных точках зрения.
Научный сотрудник литературного музея  им. Федина Ирина Ткачева отметила, что письма Чернышевской  ни в чем  не уступают фединским. У нее был большой писательский дар. В письмах ее к Федину – необыкновенный лиризм, любовь к Саратову. Она понимала как он тоскует по родному городу, и  только  крайняя занятость  не дает ему «доезжать» сюда так часто , как хотелось бы. Маленькому Косте родители показали надгробие Чернышевского. Он запомнили его волшебные  цветные стеклышки. И когда вдруг увидел памятник в разрушенном состоянии, много сделал для его восстановления.
Мы видим на экране Нину Михайловну с  экскурсией  в усадьбе (пока она была в состоянии, всегда вела  сама, даже   самые массовые, с теплоходов). Как рассказала ведущая встречи Лариса Попова, всего 2 минуты и  41 секунда – вот и вся «киноэпопея» Чернышевской.Директор народного музея Гагарина в индустриальном колледже Александра Россошанская напомнила об историческом приезде первого космонавта планеты в наш город.Он, конечно же, побывал  в музее-усадьбе. На фото Гагарин  внимательно слушает нашу замечательную рассказчицу -  внучку русского Прометея. Побывал и на  могиле  Чернышевского, о чем свидетельствует снимок.
Павел Чернышевский,племянник Веры Михайловны, рассказывал о крайней занятости своей  тети. Она подарила  своему внуку велосипед Орленок – верх шика  того времени. А внук  скор его  довел  до такого состояния,  что кататься на нем было нельзя. Отец Павлика  машину восстановил,  потом  его  сын катался на ней.
Ветеран  саратовского радио Лейла Бочкова описала свою первую свою встречу с директором музея. Название «беседа» показалось  молоденькой журналистке  скучным, она решила придумать свои вопросы именитой собеседнице. Это была замечательная школа общения:  Нина Михайловна так умно и плавно вела беседу, все говоря  по существу, что   заранее  подготовленные вопросы оказались лишними, Лейла  Абасовна  их просто-напросто убрала из записи.
Чудесный романс в исполнении солистки Саратовской оперы Ольги Дё  под аккомпанемент  концертмейстера Ольги Зайко перелистнул музыкальную страницу встречи , столь любимую в доме Чернышевских. Показан был и  отрывок из фильма известного саратовского кинодокументалиста  Юрия Чибрякова. Тот сравнивает свою работу с «радистами», сообщив, что 1 метр пленки в то время стоил  тогда 1,5 доллара А еще везти в Москву, проявлять – уже 6 долларов выходит.И это всего за  2 секунды экранного времени! Так вот, Нина Михайловна в снятом им   фильме «все сделала с первого дубля». Это  высшая похвала от киношника. Юрий Александрович хорошо помнит, как готовился фильм о Чернышевском , пришлось им  работать  «на натуре» в  Петропавловской крепости,  удалось   посидеть в  подлинном кресле Некрасова, и как из «железной комнаты» - святая святых  ленинского музея! – им вынесли фотографию Николая Гавриловича, с которой Ильич  не расставался.
Еще много прозвучало    разных воспоминаний, из которых, как из драгоценных осколков,  и составился  портрет необыкновенной женщины, чей юбилей так  мило  отметили  в музее. А еще   на вечере исполнялись  ее стихи, написанные  литературно  грамотно и  - с большим чувством.

                                                                                                                                                                                          Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments