irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ХУДОЖНИКИ САРАТОВА.ВЕРНИСАЖ ПИЧУГИНОЙ

             


                                       



                                                                               ПО РУСИ
В Радищевском музее -  новая выставка художницы Елены Пичугиной «Вариации на русскую тему», около 50 графических  и живописных работ.
Выпускница Поволжского отделения Академии художеств , художница запомнилась своим индивидуальным, сугубо авторским почерком. Композиционная крепость и отточенность рисунка (она  прежде всего график) сочеталась в её картинах с вольностью сюжета, очень свободным расположением  - полётом! - предметов на холсте (картоне), оригинальным  размещением  себя   в композиции.
Помнится, это была выставка академистов-стажеров . На «выставке одной картины»  еще в прежнем Доме  работников искусств   Пичугина представляла диптих.  Ее картины стали значительно больше,и я обнаружила, что художница  «легко держит    большие пространства, и    явная графичность её почерка импонирует зрителю, как и гармоничная игра серо- голубых и коричнево-серых  тонов».
К тому же  Лена  там выясняла отношения с законами всемирного тяготения. «У кого-то мир уже весь побежал, полетел, закружился над головой чередой неотступных дел. А кто-то, как  эта акробатка, ещё пытается, эквилибрируя, удержать неустойчивое равновесие…Но тоже    летит , с безудержной скоростью   мчась   по орбите Земли» .
И вот  - такой  зигзаг  творчества , явленный нам здесь, на выставке в Радищевском. Русь, древние стены Пскова и Ростова Великого, великие храмы Сергиева Посада, Великого Устюга… Гармоничные пейзажи средней полосы с мягкой линией  рек и лесов. Как  отмечают искусствоведы, «они построены на тонких переходах цвета, подчеркивающих гармонию мира. Но Елене подвластны и декоративные композиции, в которых яркие пятна цвета и пластика линий, заполняющие плоскость листа или холста, напоминают о яркости народного искусства». Не случайны  здесь   две ее ранние работы с их полной  композиционной раскованностью. Обращают  на себя внимание портреты сельских жителей, написанные  уважительно, в привычной для них среде. Один из лучших – немилостиво  названный «Коробочкой». Но на гоголевскую скаредную старуху  та похожа разве что своей уютной округлостью.В глазах деревенской бабушки – наивность чистых душ (роднящее ее, скорей, с персонажами вангоговских портретов) и  -вековечное  терпение.Фантазия водит кистью художницы, когда она пишет
волшебных львов  и  птиц  в традиции русской  народной живописи , но со своей "физиогномией".Это очень веселая  и сказочная  Древняя Русь.
Работы выполнены как в графической технике (пастель, цветная линогравюра, акварель),  так и  в живописи (масло,акрил).Выставка  одновременно удивляет и радует поклонников талантливой художницы, показывая, какой разной она может быть, и   сулит  новые, самые  неожиданные повороты  в ее творческих исканиях.
                                                                                                                                                             Ирина Крайнова

 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments