irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТРЫ САРАТОВА. ТЮЗ КИСЕЛЕВА. ЮБИЛЕЙ БЕЛЯКОВОЙ



                                  ДОННА- МАМА- МОНО РИММА…
На Большой сцене Саратовского тюза прошел творческий вечер народной артистки России Риммы Беляковой
Вечер «Пришла и говорю…» был   посвящен  большому  юбилею большой  актрисы, театрального учителя. Режиссер и ведущий вечера –  верный ученик Беляковой, педагог ее актерского курса Олег Загуменнов.Римма Ивановна - профессор, заведующая кафедрой мастерства актера театрального института Саратовской консерватории сама уже - легенда саратовской театральной школы. Почти полвека преподавания,  11 выпущенных актерских курсов (12-й   учится), сотни учеников в России и за рубежом. Среди выпускников мамы Риммы -  заслуженный артист России Виктор Мамонов и  худрук Пензенского драмтеатра Сергей Казаков (называет курсы Беляковой филиалом своего театра), замдиректора МХТ им.Чехова Юрий Кравец и худрук театра драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ» Елена Смирнова, артист  чеховского МХТ  Александр Кузьмин и  известный актер Евгений Редько, заведующий кафедрой пластического воспитания Саратовского театрального института Алексей Зыков… Ее учеников можно  увидеть в ведущих театрах страны, на съемочных площадках, в телепередачах.

Более 26 лет играла  на сцене Саратовской драмы.Важные театральные события последних лет – спектакли с участием неподражаемой донны Риммы. «Осенняя соната» по киносценарию Бергмана и моноспектакль по письмам Чехова и Книппер «Соло для струны без оркестра. Исповедь актрисы». Белякова — председатель Саратовского регионального отделения СТД России. В 2015 году стала лауреатом премии им. М.И. Царева за успешное воспитание актерской смены. В прошлом году  - лауреатом Российской национальной театральной премии «Золотая маска»  - за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.
О ней можно написать   одними эпитетами. Красивая и  смелая, умная и талантливая, энергичная и харизматичная, «эта женщина с великолепным античным именем и  силой духа древних героев».Прекрасная жена, мать и хозяйка дома,   надежное плечо мужу, актеру, режиссеру Георгию Банникову, когда он тяжело болел. Всегда комильфо - безукоризненные прическа, костюм, обувь, сумочки. Выглядит так, что молодые обзавидуются. На сцену тюза вышла в роскошном сиреневом брючном костюме с такой немыслимой  гривой русых волос, что я невольно подумала: если у нее сейчас такая  «шапка»   на голове , какие же косы были у школьницы  Риммы. Если она в 80 лет ( это  какая-то ошибка в документах!) по-прежнему    так благородно красива, какой же она была студенткой  школы-студии МХАТ, что  и известный актер Валентин Никулин, и знаменитый Иосиф Кобзон, и многие-премногие  не избежали  ее чар?.Если  до сих пор это -  фонтан энергии, которого хватает  и   на актерский курс,  и  на главную кафедру института,   и  на СТД,   и на собственные спектакли, то  сколько же  бурлящих жизненных сил было в ней, темпо Римма (как ее  называют) в младые годы?
… На вечере появилась на арьесцене  в дорожке света,  прошла прямо  к рампе,  и безыскусно и  глубоко прочитала стихи. «Пришла и говорю: как нынешнему снегу легко лететь с небес в угоду февралю, так мне в угоду вам легко взойти на сцену. Не верьте мне, когда я это говорю.О, мне не привыкать, мне не впервой, не внове взять в кожу, как ожог, вниманье ваших глаз…»
И были  стихи  Пастернака  о театре, и был Гафт с его гениальным:
«Играем! Разрешает Бог!» И пошло–посыпалось : веселые и трогательные выступления всех саратовских театров  и ее учеников,   собственные стихи. «Теремок» забавно обыграл с марионетками   двойной конферанс.Тюз под шутливым руководством Виктории Шаниной (  тоже чудесная  беляковская актриса)  показал монтаж -поздравление в духе застойных времен.Ученики мамы  Риммы из «Балаганчика» с нарастающей  страстью исполнили  культовое цветаевское  об Учителе :
«По холмам - круглым и смуглым,/Под лучом - сильным и пыльным,/Сапожком - робким и кротким/ -За плащом - рдяным и рваным».
Ученики, даже самые известные, припадали  на колено и  засыпали именинницу  бутонами благоухающих роз, знаменитые актеры с экрана признавались  ей в любви. Ей, донне Римме – прекрасной   во все времена жизни. Маме Римме – заботливой и щедрой наставнице. Моно Римме,  ведь в переводе с греческого  «моно» – один-единственный, неповторимый.А она подпевала, подтанцовывала, хулиганила потихоньку, как в"Лысой певице"с прошлым курсом.
Ее крошечный белоголовый  одуванчик  внучек -  Гоша Банников  - вышел на сцену с папой-мамой впервые, но освоился быстро и  покидать ее не собирался. Родители, дед, замечательная бабушка, которая на ночь по телефону читает ему волшебные  сказки и поет чудесные  песни – куда  ж тут деваться от актерских генов?
 Вырастет ли из Георгия Денисовича еще один  лицедей? Трудно пока  сказать. А вот про бабушку уже точно можно: «Hету другой такой/Ни за какой рекой,/Hи за туманами,/Дальними странами». Национальное достояние Саратова - Римма Белякова.
                                                                                                                                                                Ирина Крайнова



Штрихи к портрету
…Маленькая девочка с широкой косой, бегущая за остановившемся на перекрестке солдатом: «Папа,папа!..»Солдат нагнулся и подхватил на руки безутешно плачущую девчушку. Это был не ее папа. Ее  пропал без вести на той большой войне, оставив жену с тремя дочками.
Римма была старшая дочь , с ними  еще жила больная бабушка, мама работала на станке, подрабатывала, вертелась, как могла.  Жили в девятиметровке, за стеной -еще пять соседей.
…Римма выразительно читала стихи на всех смотрах,бегала лучше всех стометровку, была хорошей лыжницей, активисткой. Кружок во Дворце пионеров  вела замечательная Елена Агапова – из театрального училища.У нее учились  Евстигнеев, Зимин,Хитяева.
Хорошо понимая ,что она старшая и должна маме помогать, после восьмого  девочка поступает в авиационный техникум. Но и там был драмкружок… 
…В Москве – Всемирный фестиваль молодежи и студентов,  и Белякову,  комсомольскую богиню  цеха,туда отправляют…Римма  с подружкой  и не заметили, как ноги сами привели их в Камергерский переулок, к школе-студии МХАТ… «А у вас есть что-то прочитать?» - спрашивает   солидный  мужчина.Римма могла читать два часа кряду. А это был не кто иной, как ректор Вениамин Захарович Радомысленский, который зашел на 10 минут  -посмотреть, как идет ремонт. …После третьего тура осенью , когда был  добор, Белякову вызвал ректор и сообщил: «Тебя берут, но пока кандидатом - без стипендии и без общежития».
…«Я вела какой-то драмкружок, - вспоминает Римма Ивановна.-Приду в воскресенье к родственнице –она  сунет  с собой яичко, денег пятерку. Я иду  и думаю, почему я прямо  с ног валюсь. Я же почти ничего не ела.Хорошо, когда было постное масло и картошка - как нажаришь, как наешься на ночь! Или хлеб бесплатный  нам мальчишки несли из столовой, а мы его - с горчицей!  А занятия - танцы, фехтование, этюды. Сколько энергии тратилось…»
Преподавали в те годы в школе-студии Комиссаров, Богомолов, Тарасова, Грибов, Степанова,Филиппов, который написал историю Малого театра, Виленкин (история МХАТа). Что ни педагог - личность, что ни профессор- фигура. Курс Беляковой позже  вел и  Олег Ефремов, обладавший неотразимым обаянием, человеческим и мужским…
Встретилась с любовью своей жизни  в Смоленском театре.И когда Георгий Петрович Банников , заслуженный артист России, худрук Саратовской оперетты, заболел, пережил ампутацию, не смог выходить к дому, Римма Ивановна  чувствовала к мужу такую нежность,какую  не чувствовала никогда. Он был еще один ее ребенок.  Кроме родного  сына, кроме  всех ее детей, выращенных на  курсе. Телепередача «Больше, чем любовь»- это про них.
После Смоленска видную артистическую пару приглашают в наш город. На сцене Саратовской академдрамы Римма Белякова сыграла более тридцати  ролей, да каких. Аристократичная Зинаида -  любимая женщина лейтенанта Шмидта». Наивная и чистая Нина,погубленная роковой ревностью  Арбенина. Преданная  и любящая Зоя, разоренная «красавцем-мужчиной». Они продолжали  играть вместе  с мужем. Партнером Беляковой  по сцене был и начинающий тогда  актер Янковский. Он сыграл князя Мышкина, она –трагическую красавицу Настасья Филипповну.
Режиссер Белякова смелый и даже дерзкий.Для  погружения будущих актеров  в современную драматургию руководитель курса  как-то взяла пьесу одного из лидеров «нового театра» Коляды.Точнее, четыре сюжета по мотивам его пьес. даже  шукшинские и - о диво! - чеховские интонации.А  чтобы для дипломного спектакля руководитель курса выбрала мюзикл,да еще с двойным сюжетом(в основе «Целуй меня, Кэт!» Шекспир и современная линия)…тут  уже требовалась отвага. Ярчайшими  событиями  были постановки Беляковой «Кровавой свадьбы» Лорки и «Ямы» Куприна 
-в ее собственной инсценировке.К ней  на курс поступают даже столичные жители,наслышанные об уровне преподавания.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments