irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЕАТРЫ САРАТОВА.ЗОЛОТОЙ АРЛЕКИН-2014.

КОНКУРС           
Арлекин

                         «УРОДЫ» ВСЕХ ЗАБИЛИ
И «Бешеные деньги», и «Капитанскую дочку».Хотя за последние годы в Саратове было три выдающихся спектакля.
Но так рассудило жюри «Золотого Арлекина» во главе с народным артистом Авангардом Леонтьевым.Арлекин (областной театральный конкурс) не заглядывал к нам уже три года.То денег не было на его проведение, то с местным руководством СТД  разбирались.И когда я узнала, что Коля Бунин, автор бронзовой статуэтки героя дель арте,снова их мастерит,  еще  и 30 штук – больше, чем в прошлый раз –не скрываю, очень обрадовалась.
В День театра  саратовский Арлекин нашел, наконец, своих героев.Наши два ведущих театра по очереди проводят церемонию вручения : то в академдраме, то в театре оперы и балета.Лишь единожды перехватил инициативу тюз Киселева- по поводу открытия нового здания.Это случилось в прошлый раз –в 2011 году Теперь снова подошла очередь Саратовской оперы.Она даже  профессионального режиссера пригласила из Москвы   - Андрея Сергеева.Получилось действо, большое, пышное,с участием почти всех солистов театра, но, как на таких капустниках  бывает,безмерное.Чувство меры  подвело постановщика не только в определении размера представления, но и  его  содержания.Выстрелы и погони, нескончаемые арии,а в конце еще и взрыв,  сделавший значительную пробоину в сценической стене. Все  это напомнило перепостановку в нашем театре «Севильского цирюльника», когда режиссер,дабы встряхнуть консервативную  вокальную публику, ввел в канву комической оперы: 1пожар,1 землетрясение, 1 взрыв и 1 выстрел в  финале…
Переодевания же актеров с могучими  атлетическими формами в  женские купальники  смахивало на телеспектакли  эстрадных шоуменов с Веркой Сердючкой во главе.Когда актеру нечего сказать на сцене,он переодевается женщиной - не мною замечено.Жаль: если бы весь этот балаган ужать,сократить твердой редакторской рукой,вышел бы очень неплохой капустник, с теми же выстрелами и  ариями. Но - в ограниченном количестве.Вечные Арлекин и Коломбина театра - и вокалисты хорошие,  и комики отменные (Виктор Демидов и Надежда Федосеева),со своими ролями они  справились хорошо. Правда,никто им не подсказал, что номинации конкурса, равно как и фамилии конкурсантов, следует произносить четко и ясно, без масочного визгу.
Мне все же удалось потом  восстановить полную картину призеров VII седьмого областного конкурса. Представляю ее   выше.
Итак, все значительные театральные события губернии за эти годы получили оценку жюри. В театре оперы и балета особо   значительны две постановки:балет «Сон в летнюю ночь» и опера «Риенци».Три солиста балета отмечены Арлекинами  за созданные ими шекспировские образы.Вокалистка Светлана Курышева кроме  сопрано красивого наполнения обладает большим драматическим даром.Она получила статуэтку за Вагнера, как и дирижер-постановщик  оперы Юрий Кочнев. Никогда не видела такого экспрессивного  -и умного! –дирижирования  оркестром , исполнявшим музыку великого немецкого новатора (опера «Риенци»).
Порадовалась и  за Илью Боробова,  только-только дебютировавшего в Мольере («Брак поневоле» Ж.Б.Мольера, театр русской комедии)– и сразу осыпанного золотым дождем . Кстати,под его   сверкающие струи попадали все выходящие в тот вечер на сцену.Рада за Оксану Колчину, которая умудряется петь одновременно в двух театрах – в опере и оперетте, делая это одинаково хорошо.Чрезвычайно обрадовалась я и награждению Владимира Назарова, заслуженного артиста России, лучшего комика драмы,  – Арлекина он получил впервые.
«Самоубийца» Эрдмана,поставленный  Юрием Бычковым в тюзе Киселева,спектакль во многих отношениях замечательный.Он получил три награды.Здорово, что отмечен статуэткой Артем Кузин – ученик замечательного Мастера Александра Галко. Как писала я в рецензии, "удачно   исполнение молодого актера, который и «ревизора» у нас играет в бычковской версии. Подсекальников - Кузин значительнее своего гоголевского собрата, особенно когда начинает размышлять о жизни и смерти. Драматична мизансцена с падающей дверью, которая нависает над ним, как Дамоклов меч. Это добавочное давление на героя - вместе с приставленным к груди пистолетом».

Получил свое  за спектакль и Евгений Сафонов- страшноватенький советский курьер Егорушка, отмечен московский  художник Николай Симонов , построивший на сцене усредненный ,обезличенный «новый мир».Обидно, что незамеченными остались   прекрасные женские работы: добрая,глупая, обаятельная Маша Подсекальникова  (Елена Краснова),ее грозная с виду  мамаша(Светлана Лаврентьева), старушки-веселушки на кладбище (Тамара Цихан и Нина Пантелеева).
Больше всех Арлекинов – аж шесть штук!  -собрал спектакль режиссера с европейским именем Явора Гырдева. Награжден и актер,сначала снятый с конкурса (видимо, потому что получал приз на прошлом «Золотом Арлекине»)   а потом  восстановленный жюри, Игорь Баголей. Студенты бурно радовались за о любимого мастера.Это действительно очень большая работа.Как я писала, «с главным же героем происходит то, что в психиатрии называется «потерянной идентичностью». Он путает, где он, а где его косметический двойник (путают уже и окружающие). Попытки самоубийства и «обратной» операции не удались. И Летте не остается ничего другого, как влюбиться в собственное «отражение... в виде Карлманна». Карлманна блестяще сыграл другой ученик Александра  Галко – Андрей Седов.И тоже оказался среди арлекиноносных артистов.

Чудно совершает свои метаморфозы Эльвира Данилина.Здесь у всех по две роли и  -масса метаморфоз.Спектакль вышел сильный, стильный,холодный и очень головной,рассудочный,как   принято сейчас в европейском театре.Удивительно,но факт: в том же театре почти в  то же самое время поставили «Бешеные деньги» Островского, уже в традициях русского психологического театра  (эти актеры могут абсолютно все!)Правда, куда более жестко, чем в былые годы. Иные нынче времена. «Где для эллинов сияла красота,//Мне из черных дыр зияла срамота». Приговор уважаемого театрального Мастера окончательный и обжалованию не подлежит. Спектакль Саратовской драмы придает сегодняшнюю жесткость нашему доброму замоскворецкому Шекспиру. Всё на продажу, красота - товар, родительница - продавец, лицо заинтересованное. Разоденет дочку, как куклу, научит манерам и… подсунет в постель к богатому старику. Устоит ли нимфа перед благами обеспеченной жизни? Устоит ли молодой купец пред «златыми одеяниями» нимфы? Зло рядится в красивые тоги».Но все подано так красиво, сыграно так пластично ,  так дружно…
Не знаю –не знаю, почему и этим  актерам  не дать  приз  за потрясающий ансамбль, не говоря уже , что это колоритная, сочная русская классика со всем ее эмоциональным рядом.А как хорош Саша Кузьмин, гениально показавший путь в никуда -утраченные иллюзии своего героя…

Я  сказала вначале, что выдающихся спектакля было три.Потому что «Капитанская дочка» в постановке замечательного Адольфа Шапиро в тюзе Киселева -при том,что актеры пока не дотягивают до его грандиозного замысла - явление многослойное и многосложное, оно - как  большое симфоническое произведение. «Произведение, созданное усилиями режиссера А.Шапиро, художника Ю.Харикова и художника по свету М.Шавдатуашвили…поэтично, без грубых аналогий.В это чуть замедленное, как падающий театральный снег, словно подмороженное - «за давностию лет», действо, вкраплены сильные эмоциональные акценты. Прорвалась сквозь ровную белую ткань повествования музыка Шнитке - неритмичная, тревожащая, предупреждающая о чем-то. ..Сильно встряхивает неспешный, зимний рассказ в конце первого акта закинутой в крепость головой казненного Юлая. И единственной пушкой Белогорской крепости, неожиданно развернутой к залу и дохнувшей пламенем», - писала я в  когда-то,завороженная увиденным.
Жюри отметило только музыкальное оформление спектакля ( самим режиссером) и костюмы москвича Юрия Харикова.А они, кстати, неотрывны от декораций, будто припорошенных снегом,  не сразу  читаются на них летучие пушкинские строчки.Вообщем,  это значительное театральное явление свое недополучило. Я в восторге от «уродов»  - они просто великолепны, но когда  они « забивают» всех остальных…  даже не по себе как-то.

Ирина Крайнова,фото Алексея Леонтьева

Арлекин 3
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments