irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

САРАТОВСКАЯ АКАДЕМДРАМА. Легенды театра



                                           ВСЕ НАЧАЛОСЬ С «ЗОЙКИ»
В Саратовской драме   в цикле вечеров «Легенды Саратовского театра драмы»  театровед, завлит  театра  Ольга Харитонова беседовала с нами   о «Зойкиной квартире» в постановке Александра Дзекуна
О спектакле-долгожителе в репертуаре саратовского театра драмы ( он шел 10 лет), спектакле ярком и талантливом, начавшим  список булгаковских постановок Дзекуна. Ведь  именно от «Зойкиной квартиры»  ведет отсчет «театр  Булгакова» в академдраме. Это потом были "Мастер и Маргарита", "Багровый остров","Белая гвардия"...
Об истории создания пьесы, которая, если верить второй жене Михаила Афанасьевича, и  родилась благодаря газетной заметке. Пьеса была заказана Булгакову
театральной студией Вахтангова. В сентябре 1925 года Булгаков получил аванс,в конце года пьесу написал, а 11 января прочитал текст труппе театра.
Наметил  же  ее   еще  в «Театральном романе». «…Из-под полу по вечерам доносился вальс, один и тот же (кто-то разучивал его), и вальс этот порождал картинки в коробочке, довольно странные и редкие. Так, например, мне казалось, что внизу притон курильщиков опиума, и даже складывалось нечто, что я развязно мысленно называл — «третьим действием». Именно синий дым, женщина с асимметричным лицом, какой-то фрачник, отравленный дымом, и подкрадывающийся к нему с финским отточенным ножом человек с лимонным лицом и раскосыми глазами. Удар ножом, поток крови»…
О жанре пьесы  и  скором запрещении спектакля   из-за «двойного дна». Правда, не все его вычислили , и какой-то рецензент  в «Вечерней Москве» завистливо писал: «Вот автор, который умеет ловкими приемами и фокусами скрыть свою драматургическую мелкотравчатость и пустоту». Но и такую ее, «мелкотравчатую», из репертуара  скоро снимут. За пьесу заступится...
Сталин. В протоколе заседания Политбюро от 23 февраля 1928 года записано: «Ввиду того, что „Зойкина квартира“ является основным источником существования для театра Вахтангова — разрешить временно снять запрет на её постановку». Протокол подписали Косиор, Бухарин, Сталин...
О  великом насмешнике Булгакове, который   в пору  разгула  радостного официоза вокруг Китая ничего приукрашивать не собирался ,  создавая  образы кокаинистов и ловких пройдох.
О дзекуновской версии «Зойки». Увлекательный  рассказ  Ольги Игоревны  составлен как бы  из отдельных главок.   Сами  их названия  вызывали любопытство.
«Случайное» начало булгаковской летописи театра. Материалистическая философия как снотворное. Рычи, Китай! Бывший Гусь, Мертвое тело, Херувим и другие посетители «нехорошей квартиры». Запрещенная пьеса и главный спектакль-долгожитель драмы. Блестящий дебют Евгения Виноградова. Парад моделей Зои Пельц и первых красавиц театра».
Из   давнишнего спектакля  я запомнила только  лиловый полупрозрачный занавес   да  неотразимого героя Виноградова  - предтечи удачливого Бендера. На встрече узнали, как сильно омолодил состав спектакля Александр Иванович, смело вводя туда  учеников -  своих и  народной артистки СССР Валентины Ермаковой.Как   почти еще студент  Женя Виноградов сыграл свою лучшую роль. Как точно отвечал замыслу режиссера подвижный занавес, прячущий концы в воду или приоткрывающий  тайны «нехорошей квартиры». Как удивительно  подобрана музыка  к спектаклю (Феликс Аронс), вплоть до  прощального  звука трубы.
Кое-что мы увидели на экране. Сохранилась программка спектакля, фотографии  -сцены  из него. Но главное, мы вдохнули театральный воздух  - тот невероятно от нас далекий, октября 1926 года, когда «Зойкину квартиру» после всех переделок выпустили на сцену.И -  мая 1984 года, когда вскоре после публикации в журнале ее поставил   легендарный Дзекун.
Если спектакль не перенесен  на пленку, от него не останется ничего. Совсем ничего, кроме воспоминаний. Таков жестокий закон искусства театра.И  только беседы с умным, тонким,  знающим  человеком  театрального мира нам его  из небытия возвращают.
                                                                                                              Ирина Крайнова, фото с сайта театра

Из обращения, опубликованного на сайте театра:
Если вас интересует настоящая и прошлая жизнь Саратовского  
театра драмы, история создания его лучших спектаклей,        подробности режиссерских замыслов и актерской работы над ролями мирового репертуара, если вы хотите познакомиться с записями репетиций и редкими материалами, узнать, как проходит процесс создания театральных постановок, ведутся поиски жанров и различного сценического языка, словом – всё то, что остается, как правило, вне поля зрительского зрения, – приглашаем принять участие в цикле вечеров под названием «Легенды Саратовского театра драмы»


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments