irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. ВЫСТАВКА АВАНГАРДА


                   
                                            АВАНГАРД ИЗ ПЕРИННЫХ РЯДОВ

В Радищевском музее - очередная  экспозиция...нет, не картин  с дыханием живой кисти, а литографий, правда,  оригинальных, из частных собраний Европы
Выставка называется  «Авангард. ХХ век» и предоставлена Арт-Центром в Перинных рядах (г. Санкт-Петербург).Более 50 работ  Дали и  Магритта, Миро и Кандинского, Шагала и Вазарели, а кроме них - Жорж Брак, Макс Эрнст, Ман Рэй, Бернар Бюффе… В XX веке « авангард, как пожар, распространился по всему миру, отзываясь «Черным квадратом» Малевича и абстрактными импровизациями Кандинского, яркими работами Аппеля и веселым сюрреализмом Миро, коллажами и натюрмортами Брака, серо-желтыми углами Бюффе, мистическим реализмом Магритта». Начавшись в Париже, "бунтарский дух, эпатажный характер искусства охватил  все страны.
Это Россия, Франция, Германия, США , Япония,  Вьетнам, даже… Гренландия.  Направлений было множество: сюрреализм, абстракционизм, неореализм, ready-made, имп-арт, оп-арт, группа «Кобра». Взяв за правило принцип акына(«что вижу, то пою»), авангардисты, как и казалось, создавали не просто новое искусство - творили   модель мира в  искусстве будущего. Выставка имеет большой познавательный характер, добавляя к  иллюстративному материалу  информационные стенды в виде газетных статей, где рассказывается и об авторе, и о  его направлении в искусстве.
Выставки Шагала, Дали, Магритта у нас  в музее  уже бывали кое-что мы  о них знаем.Но вот такое малоизвестное нам имя  - Андре Маршан, родился там же, где Сезанн. Утверждал, что на его видение больше влияют запахи и ароматы, нежели музыка.Многосторонний художник - станковист, книжный иллюстратор, и мозаичист. Его  работа «Горечь» на выставке, скорей, графична , и, кажется настоянной  на терпких запахах  женских духов и трав.
Или Миро, который говорил  о себе, что вечером приходит в парижскую студию и ложится спать, даже не ужиная : свои  образы он видит… на потолке.Сюрреалист с  мягкими абстракциями из пятен, который складываются  на ваших глазах в какое-то  непонятное и симпатичное существо. Или Бюффе с его желто-черным , колористически агрессивным натюрмортом и шлейфом характеристики, тянущейся за ним: « получается … меланхолически- тусклый, почти монохромный портрет, жанр и натюрморт с угловатой, тоскливо-отчужденной фигурой, удлиненных пропорций в нарочито неуютном интерьере». Похоже, нарочито здесь ключевое слово.
У Магритта - пленительная дама в белом с фиалками вместо  лица и  - маняще-пугающий дом, в котором, кажется,  поселились призраки.Узнаваемая женщина Шагала - великолепного рисовальщика – то ли  просто лежащая, то ли уже парящая. Картина  соседствует с его  же «простыми вещами», наделенными  скрытой символикой. А какие  геометрические и оптические абстракции у Яакова Агама, Виктора Вазарели , иллюзорные, динамичные, затягивающие в   такие  бездны пространства… Здесь весь авангард XX века -   каждый может найти то, что ему  эстетически ближе.
                                                                                                                           Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments