
АВАНГАРД ИЗ ПЕРИННЫХ РЯДОВ
В Радищевском музее - очередная экспозиция...нет, не картин с дыханием живой кисти, а литографий, правда, оригинальных, из частных собраний Европы
Выставка называется «Авангард. ХХ век» и предоставлена Арт-Центром в Перинных рядах (г. Санкт-Петербург).Более 50 работ Дали и Магритта, Миро и Кандинского, Шагала и Вазарели, а кроме них - Жорж Брак, Макс Эрнст, Ман Рэй, Бернар Бюффе… В XX веке « авангард, как пожар, распространился по всему миру, отзываясь «Черным квадратом» Малевича и абстрактными импровизациями Кандинского, яркими работами Аппеля и веселым сюрреализмом Миро, коллажами и натюрмортами Брака, серо-желтыми углами Бюффе, мистическим реализмом Магритта». Начавшись в Париже, "бунтарский дух, эпатажный характер искусства охватил все страны.
Это Россия, Франция, Германия, США , Япония, Вьетнам, даже… Гренландия. Направлений было множество: сюрреализм, абстракционизм, неореализм, ready-made, имп-арт, оп-арт, группа «Кобра». Взяв за правило принцип акына(«что вижу, то пою»), авангардисты, как и казалось, создавали не просто новое искусство - творили модель мира в искусстве будущего. Выставка имеет большой познавательный характер, добавляя к иллюстративному материалу информационные стенды в виде газетных статей, где рассказывается и об авторе, и о его направлении в искусстве.
Выставки Шагала, Дали, Магритта у нас в музее уже бывали кое-что мы о них знаем.Но вот такое малоизвестное нам имя - Андре Маршан, родился там же, где Сезанн. Утверждал, что на его видение больше влияют запахи и ароматы, нежели музыка.Многосторонний художник - станковист, книжный иллюстратор, и мозаичист. Его работа «Горечь» на выставке, скорей, графична , и, кажется настоянной на терпких запахах женских духов и трав.
Или Миро, который говорил о себе, что вечером приходит в парижскую студию и ложится спать, даже не ужиная : свои образы он видит… на потолке.Сюрреалист с мягкими абстракциями из пятен, который складываются на ваших глазах в какое-то непонятное и симпатичное существо. Или Бюффе с его желто-черным , колористически агрессивным натюрмортом и шлейфом характеристики, тянущейся за ним: « получается … меланхолически- тусклый, почти монохромный портрет, жанр и натюрморт с угловатой, тоскливо-отчужденной фигурой, удлиненных пропорций в нарочито неуютном интерьере». Похоже, нарочито здесь ключевое слово.
У Магритта - пленительная дама в белом с фиалками вместо лица и - маняще-пугающий дом, в котором, кажется, поселились призраки.Узнаваемая женщина Шагала - великолепного рисовальщика – то ли просто лежащая, то ли уже парящая. Картина соседствует с его же «простыми вещами», наделенными скрытой символикой. А какие геометрические и оптические абстракции у Яакова Агама, Виктора Вазарели , иллюзорные, динамичные, затягивающие в такие бездны пространства… Здесь весь авангард XX века - каждый может найти то, что ему эстетически ближе.
Ирина Крайнова
