
ДОМ ЖИЛОЙ НА СОЛЯНОЙ
Вид города времен стрелецкой крепости в форме многоцветного вытянутого многоугольника врезался в память саратовцев благодаря искусствоведу и краеведу Игорю Сорокину и его проекту превращения самой старой части города в музей под открытым небом.
Благодаря ему узнала я и про Гектора Баракки - колоритного итальянца, давшего мощный толчок серебряному веку русской живописи, заря которого взошла в Саратове. Павел Кузнецов вспоминал его, «обаятельного, полного энергии, внушительной наружности, с рыжеватой гривой волос, с горящими глазами». Прожив в нашем городе больше сорока лет, Баракки учил живописи Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Уткина, Матвеева, Карёва, Савинов... Шести этих замечательных имен достаточно, чтобы войти в историю навсегда.
Как пишут авторы книги-буклета, «Дом жилой. Соляная, 3о», «благодаря великому учителю по сути и оформилась, получив творческую прививку солнечной Италии, уникальная живописная традиция -"саратовская школа живописи". В Гимназическом корпусе Радищевского музея прошла первая презентация книги. А будет их много – и в Центральной универсальной библиотеке, и в Краеведческом музее – следите за объявлениями.
У книги три автора - Савельева, Давыдов и Сорокин. Состоит из трёх частей. Первая посвящена прошлому – жизни и творчеству художника и педагога Гектора Павловича Баракки, вторая - настоящему - событиям весны-осени 2016 года, разыгравшимся у его бывшего дома, третья – будущему, это как бы условное «задание на проектирование». Дело в том, что «Дом Баракки» - под таким названием он уже прочно вошел в краеведение- на Соляной подлежал сносу. И только усилиями участников проекта «Саратовская крепость: рассредоточенный музей истории города», победителя XII грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» благотворительного фонда В. Потанина, удалось остановить уничтожение объекта культурного наследия.
Многие помнят неделю Художественной акции во дворе дома Баракки минувшим летом. Городские пленэры (художники и учащиеся художественного училища запечатлевали дом «отца саратовской живописи»); фильм о нем, лекции искусствоведов, историков, архитекторов. Как пишут о Гекторе, веронцу по рождению, миланцу по художественному образованию, флорентинцу по последним его итальянским годам, "особое значение имело его стремление, может быть несколько наивное, воспитать в учениках преклонение перед Красотой с большой буквы".
К этому стремятся и сорокинцы. У полуразрушенной пристройки к дому водрузили шелковый флаг-батик с культовым уже многоугольником городских улиц 17 века ( флаг был так хорош, что его скоро... стащили), устроили симпатичный навес, потчевали посетителей вкусными лепешками, что готовились тут же, на огне. Перед тем добровольцы очистили заросшую мусором территорию у дома, забили выбитые окна, обустроили двор. Как поэтично написано в книге, это была своего рода «игра в Общество любителей изящных искусств(ОЛИИ)…целую неделю во дворе дома художника обсуждалось-придумывалось-варилось-вкуша
ЧТО было с домом, мы знаем благодаря рассказу авторов книги. Что СТАЛО - видели сами, участвуя в летнем проекте.Что БУДЕТ - как раз обсуждалось на презентации. Первостепенная задача- выкупить дом, отреставрировать, ну а дальше? Предложений было много. Пустить художников, лишившихся мастерских? Устроить мастер-классы для взрослых? Разместить детские студии? Ясно одно: дом художника должен остаться домом для художников.
Мне больше всего импонирует проект Игоря, озвученный еще летом: создать некий российско-итальянский центр. Проект "Пароход "Гектор Баракки" «предполагает ежегодные десанты итальянских художников в Россию: работа в Нижнем Новгороде, выставки в городах Поволжья и проведение мастер-классов в саратовском доме живописца». Звучит очень даже заманчиво.Завершил вечер прекрасный тенор известной "O sole mio". И хоть название имеет мало отношения к соли ("О, солнце мое" - в русском переводе), как-то мы себя почувствовали ближе к Италии.
Ирина Крайнова
