irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ЯПОНИЯ в СЕРДЦЕ. ВЕСЕННИЙ ФЕСТИВАЛЬ."ЧИО-ЧИО- САН" в Саратовской опере

Утагава.jpg

                                          МОИ  ЯПОНСКИЕ ДНИ: всё зыбко,кроме красоты
Весна и надежда –  понятия  неразрывные, какие б зимние бури нас  не настигали
Фестиваль японского кино в Саратове, проводимый   с 1992 года Региональным  отделением общества «Россия-Япония», при поддержке Посольства Японии в России и саратовского Дома кино (всего их было 18, а дружит общество с Посольством уже 25 лет) подарил несколько встреч с чудесной, сказочной красивой страной.
Причем весной, когда у японцев расцветают их любимая сакура и слива, когда по традиции  начинается учебный год. Чувство прекрасного, свойственное ее жителям, так же органично, как  любовь к родному очагу.
А еще – чувство дружеского локтя, ощущение себя в команде. В фильме «Девочки-каллиграфы» главная героиня – Староста  (все так и зовут ее) сначала утрачивает этот «коллективный дух», надеясь  только на себя,  неудачи , отчаяние и -  помощь друзей позволяет  его вернуть , создать самую сильную команду. Мальчики в фильме несколько инертны – все здесь  решают сильные, харизматичные девочки. Видимо, это  всеобщее, не только японское веяние .
Мы видим, какое большое место до сих пор  занимает каллиграфия в    стране иероглифов, какое  же   она серьезное  и красивое искусство. Кинолента – своего рода гимн «глубинке»,   дивным маленьким городкам, со своей изюминкой в каждом из  них.
Анимационный фильм «Голос далекой звезды» построен на контрастах:  неземных скоростей, межгалактических ракет из будущего, воюющих планет (не дай-то Бог!) и – прекрасных видов Земли в дождь и снег,  на заре и на закате, и  трогательной любви девушки и юноши, разлученных космическими расстояниями и световыми годами.Невероятное впечатление произвел еще  один, японско-французский мультик, показанный   вне программы  фестиваля благодаря Дому кино.
Ни слова  не произносят герои фильма. Только негромкая мелодичная  музыка сопровождает  их историю. Но - тотальное  одиночество героя, подобно Робинзону, оказавшемуся  на необитаемом острове, три его попытки уплыть   в океан на плоту, загадочное разрушение плота,  обнаружение  виновницы – гигантской красной черепахи, поединок с ней … и все что, случается дальше, звучат  во весь голос, как великая сага Человеку, Жизни, Любви , И конечно, Красоте.
Божественно хороша девушка-дух. И  - Мужчина уже примирен с потерей дома,  суровыми буднями на открытом всем шквалам островке (однажды чудовищная волна едва   не унесет его жизнь). Сказка перекликается с древним японским мифом   про Урасиму Таро , молодого рыбака, спасшего черепаху. Она  оказалась дочерью повелителя морей
Рюдзина. Рыбак счастливо живет в подводном дворце, но  хочет  ненадолго  вернуться к   родным.Коварная возлюбленная даст ему маленькую коробочку, красиво перевязанную, и не велит ее открывать.Таро, конечно, ее откроет, туман, выплывший   из коробочки, превратит его в глубокого старца и убьет.
«Киночерепаха» , хоть и топит плоты, чтобы удержать полюбившегося ей юношу,   не столь эгоистична. Она проживет с ним всю его земную жизнь, принесет счастье великой любви и  - красавца сына. Отпустит  сына в большой мир, когда придет  его время, и  тихо попрощается с мужем, снова обрастая черепашьей броней, в его смертный час... О чем этот мудрый, тонкий фильм? О любви?  -Да. О красоте? –Да. И о  великой стойкости народа , уместившего на нескольких кусочках суши  среди  безбрежного океана  всю свою восхитительную культуру,  всю тысячелетнюю историю,  все  старые города и  живописные  парки, древние  храмы и сверхновые мосты, дороги.Черепаха, круглая и красная, здесь не только символ мудрости и долголетия. Это  сама Япония, снова и снова всплывающая   к солнцу после всех разрушительных цунами.

Несмотря на прекрасную погоду за окном, фестиваль собрал немало народу, а в последний день зал вообще был полнехонек. А закончила я  фестиваль Японии с прелестной Чио-Чио –сан. Вечером на сцене Саратовского академического театра оперы и балета  случился бенефис заслуженной артистки России Ольги Кочневой. Она  исполняла главную  партию в опере Пуччини «Мадам Баттерфляй». Это истинная история о шотландце Томасе Гловере, купившем себе «временную жену» по имени Кага Маки, которая выступала в чайном домике  под именем Чо-сан, или мисс Баттерфляй (бабочка). По произведению Лонга Беласко написал пьесу "Гейша", постановку которой и увидел Пуччини в 1900 году.
«Мадам Баттерфляй» уже больше  ста лет пленяет нас глубиной сюжетных коллизий, светоносностью образа главной героини и очарованием арий с  восточным колоритом.Постановка  петербургского режиссера  Алексея Степанюка завораживает образом Японии, узнаваемым, и оттого не менее великолепным.Художник-постановщик Юрий Устинов создает на сцене очень цельное  пространство - с высокими темными вратами японских храмов, вертикальными  шторами стен и затягивающей глубиной горных уступов, прихотливо изогнутых деревьев, и теснящего берег бескрайнего океана. Красивы кимоно и веера  героев ,вкрапленные цветными пятнами в декорации. Передан сам японский дух- с помощью легкой, неслышной походки жителей страны Восходящего Солнца (не всегда, увы, таковой  у миманса),   степенной манеры. Эффектна сцена ожидания Баттерфляй скорого приезда Пинкертона. Охапки цветов раскидываются,  сотни лепестков рассыпаются по сцене, что так по-японски.
Появление темного (черного?) дракона в прологе тревожит, сулит какие-то  бедствия. Не меч, но кинжал  передаст дракон покинутой Чио-Чио-сан. Она закалывается в конце тем же оружием, которым сделал себе харакири ее отец.Героиня Ольги Кочневой  трогательно влюблена  вначале и драматична в своих  дальнейших страданиях. Но  это не идеальная простушка. Чио-чио-сан, по замыслу режиссера , жестка по отношению к влюбленному к нее принцу (лауреат Международного конкурса АлександрКорнеев), готовому  спасти  ее от  участи соломенной вдовы,к  заботящемся о ней Горо (Владимир Ушаков). И только обожаемый сын ( крошечный Святослав Родионов потрясающе органичен )  - и  великолепное воплощение американского  военного флота  в  белом кителе лейтенанта Пинкертона  ( лауреат Международных конкурсов Илья Говзич),  рождают в ней самые нежные чувства.  Вокалист ,обладая привлекательной внешностью,   выразительным голосом, актерским талантом, составляет хороший дуэт героине. Отменно воплотилась в  грациозную Сузуки   лауреат Международных конкурсов Марина Демидова.
Оркестр под руководством народного артиста России Юрия Кочнева    погрузил нас в музыкальную стихию  великого Пуччини.И   -японской стойкости и верности. В ясный день желанный/пройдёт и наше горе./Мы увидим в дали туманной/дымок вот там, на море./Вот корабль, весь белый,/в порт входит плавно...Все зыбко, кроме красоты и любви.
                                           Ирина Крайнова, пресс-секретарь Саратовского  отделения общества «Россия-Япония»



ФОТО С САЙТОВ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments