irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Марафон культуры:Театр "Теремок" - Оперный - Фонд "Новая музыка"

     

            С ДЬЮЛОЙ, С ЭЛАНОЙ, С  ЛИЛИАН
Наша культурная жизнь разнообразна  и плотна, а  весной эта плотность становится  просто осязаемой
К  надоевшему  канцеляризму мероприятия сложно подобрать синоним. Ну, пусть это будут «культуры». Вчера их у меня было три, хотя могло быть и 4,и 5. Нельзя объять необъятное. Я остановилась на трех музах  - Мельпомене,Эвтерпе и -  Эрато. Поскольку для музы живописи греки поленились придумывать имя, а наша землячка Элана сильна в  любовной поэзии (Эрато), отчасти -  в лирической поэзии и музыке (Эвтерпа).
Я начала день с музой театра. С Владимирским кукольным театром, который   по обменным гастролями играет в «Теремке». Гости  разыгрывали сказку Лилиан Мур про Крошку Енота так  лирично и волшебно, точно это была поэма.  Возник  большой дремучий лес, где  таинственно ночью шумит листва, зажглась  за сценой луну ( и горела, как полночное светило!), вышел на лесную тропу чудесный Крошка Енота. Хороши и другие куклы, можно позавидовать театру с таким  мастером-кукольником (художник – Елена Иванова, режиссёр – Нина Туманова).И со светом   здесь играют тонко и умело.
Актеры талантливо показали историю про глупенького маленького Енота (Марина В
ахтанина) и его  умную Маму, которая дает сынишке  не только урок смелости, но и урок доброжелательности, общения (Надежда Лукьянова). Не камень, не палка, не «страшная рожа» - улыбка помогли малышу одолеть страх перед Незнакомцем. «Крошка Енот заставил себя остановиться.Потом заставил себя заглянуть в воду. Потом заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду. И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ!»
Я сидела в желтом, как солнце, кресле  (в «Теремке» они окрашены во все цвета радуги) ,смотрела на светящуюся луну и  - училась мудрости у кукольной мамы.К тому  же  - енотовой. В сказке Лилиан Мур герои –  маленькие люди. А актеры, увлекшись показом «этюдов на животных», немного перегнули палку. Да и Кролик перебарщивал в своих падениях, как привыкший к овациям премьер. Но все равно  нам привезли  очень хороший театр .
Потом я  отправилась  в Оперный театр, где в холле открылась очередная выставка с весенним названием . Картины есть очень красивые, как «мозаичные» тюльпаны или, решенный по-иному размытый, уплывающий  букет.К ним идут строки стихов поэтессы, певицы, автора собственный песен, и уже  -художницы Эланы: «Теплый вечер  на щеке/Как преддверье поцелуя/Лето кончилось уже/Осень будет –Алилуйя!»Живопись известного  саратовской исполнительницы неровная, композиционно  кое-где рыхловатая, не везде  созвучны  между собой цвета картины.Но они – как продолжение ее напевных стихотворных строчек, ее мелодичных  песен,   всей ее богатой натуры.Как потребность художественной души   не только звучать, но и принимать зримые образы.  И они ярки и мажорны.Работы Эланы   уже в частных коллекциях  - в России  и  во Франции .
Напомним, что Элана   написала четыре  поэтические книги. В Тамбовском театре  идет спектакль-баллада о любви «Девушка и Кентавр» с десятью  ее песнями. На Русском фестивале в Париже  она стала Почетным Гражданином Республики Монмартра.И закончила саратовский  вернисаж песней на французском  (которым  она владеет в совершенстве),  этим пронзительным и кружащим голову парижским шансоном. Везде , везде шерше ля фам!..

Закончила я свой «культурный день» потрясающе – на концерте   от фонда Новая музыка вместе с «Трио-сонатой» и их блистательным гостем Дьюлой Силадьи. Выступили  и  одаренные дети школы при консерватории флейтистка Алина Большеданова и гобоист Ильдар Самирханов. Мы уже второй раз слушали юного музыканта, который отваживается дуэтом играть с самим Владимиром Скляренко - одним из сильнейших гобоев мира. И делает  это успешно.
У рояля и  у клавесина  - неотразимая в поистине  королевском алом  платье Елена Лельчук. У органа, практически не уходя со сцены,  - Дьюла. Первое отделение почти все баховское. Ведь Силадьи – участник  баховского марафона.Он  был выбран одним из 14 лучших  в мире органистов для участия в суточном марафоне исполнения  музыки короля органа в Будапеште. Как рассказал Володя Скляренко на  концерте (очаровательно его  ведущий), время  игры Дьюлы выпало на два часа ночи. И почти три часа  тот исполнял прелюдии и фуги.
Второе отделение нашего концерта было совсем  венгерское. На фоне прекрасных видов Дуная, роскошных дворцов и соборов Будапешта маэстро  играл классическую музыку своей страны, собственные вариации на темы огневых  венгерских танцев, французского мастера  - с  неожиданной для него  испанской страстью. А под занавес,в ансамбле с Трио-сонатой – культовую мелодию Штрауса о красавце Дунае.
Исполнение нашего гостя -  интеллигентное, глубокое, скорей ,все же в голландских традициях. Хотя Дьюла учился сначала  в Бела Барток Консерватории  и в Высшей школе музыки Университета Листа в Будапеште,  но продолжал учебу  он в Свелинг Консерватории Амстердама у  большой знаменитости  - профессора Жака ван Ортмассена. И 11 лет прожил  в Голландии, был  Титулярный органист в кальвинистской протестантской церкви Амстердама Парккерк (Parkkerk).Затем  12 лет  провел в Испании,и были  ежедневные поездки через границу  на работу в Португалию. Силадьи - известный эксперт исторических органов,организатор  фестивалей. Три года назад возвращается в Венгрию , где преподает  орган и историю органного искусства ,концертирует в Европе и Америке.Вот такой разносторонний человек приехал к нам в Саратов. Причем – впервые.
В набитом битком зале консерватории Дьюла после каждого номера   скромно стоял в сторонке в  своей строгой черной тужурке, сильно  напоминающей доломан венгерского гусара, как бы пережидая аплодисменты. И  только   во втором отделении оттаял, разулыбался, вышел к авансцене.А публика бисировала замечательным музыкантам - нашим и венгерскому гостю, -  которые  не только дарили нам   чудесную музыку,  но  всю теплоту своей души.  Именно поэтому концерт «Трио-сонаты» всегда  лучшая  на свете релаксация.
Узнала у гостя, что семья у него была  немузыкальная, но музыку   в доме очень любили,  часто ставили пластинки с классикой – и русской в том числе.Дьюла  не мог бы  назвать  какого-нибудь одного любимого композитора. Просто он  любит «хорошую музыку»,  сильно выделяя ренессансную.   Не случайно  получил  на Международном конкурсе  специальный приз в  номинации  «Импровизации в стиле эпохи Возрождения». Бывал с концертами в Москве, на другой  же день после нашего концерта собирался с «Трио-сонатой» в Пензу – играть на их новом органе.Если б Дьюле предложили выбирать, где выступать – в театре, концертном зале или в церкви, он выбрал бы церковь. Протестанту по вероисповедованию, нашему гостю привычней всего  под аскетичными  церковными сводами.С Владимиром  Скляренко органист познакомился через своего  доброго друга  (друга  Володи и Саратова!) голландца Баудвайна  Зварта.
Россия – Голландия – Венгрия… Мир не так велик, как нам кажется. Хорошо, что в нем находится место и   для хорошего театра, и для интересной живописи,  и  для  волшебной музыки.
                                                                                                                                                                    Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments