
С ДЬЮЛОЙ, С ЭЛАНОЙ, С ЛИЛИАН
Наша культурная жизнь разнообразна и плотна, а весной эта плотность становится просто осязаемой
К надоевшему канцеляризму мероприятия сложно подобрать синоним. Ну, пусть это будут «культуры». Вчера их у меня было три, хотя могло быть и 4,и 5. Нельзя объять необъятное. Я остановилась на трех музах - Мельпомене,Эвтерпе и - Эрато. Поскольку для музы живописи греки поленились придумывать имя, а наша землячка Элана сильна в любовной поэзии (Эрато), отчасти - в лирической поэзии и музыке (Эвтерпа).
Я начала день с музой театра. С Владимирским кукольным театром, который по обменным гастролями играет в «Теремке». Гости разыгрывали сказку Лилиан Мур про Крошку Енота так лирично и волшебно, точно это была поэма. Возник большой дремучий лес, где таинственно ночью шумит листва, зажглась за сценой луну ( и горела, как полночное светило!), вышел на лесную тропу чудесный Крошка Енота. Хороши и другие куклы, можно позавидовать театру с таким мастером-кукольником (художник – Елена Иванова, режиссёр – Нина Туманова).И со светом здесь играют тонко и умело.
Актеры талантливо показали историю про глупенького маленького Енота (Марина Вахтанина) и его умную Маму, которая дает сынишке не только урок смелости, но и урок доброжелательности, общения (Надежда Лукьянова). Не камень, не палка, не «страшная рожа» - улыбка помогли малышу одолеть страх перед Незнакомцем. «Крошка Енот заставил себя остановиться.Потом заставил себя заглянуть в воду. Потом заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду. И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ!»
Я сидела в желтом, как солнце, кресле (в «Теремке» они окрашены во все цвета радуги) ,смотрела на светящуюся луну и - училась мудрости у кукольной мамы.К тому же - енотовой. В сказке Лилиан Мур герои – маленькие люди. А актеры, увлекшись показом «этюдов на животных», немного перегнули палку. Да и Кролик перебарщивал в своих падениях, как привыкший к овациям премьер. Но все равно нам привезли очень хороший театр .
Потом я отправилась в Оперный театр, где в холле открылась очередная выставка с весенним названием . Картины есть очень красивые, как «мозаичные» тюльпаны или, решенный по-иному размытый, уплывающий букет.К ним идут строки стихов поэтессы, певицы, автора собственный песен, и уже -художницы Эланы: «Теплый вечер на щеке/Как преддверье поцелуя/Лето кончилось уже/Осень будет –Алилуйя!»Живопись известного саратовской исполнительницы неровная, композиционно кое-где рыхловатая, не везде созвучны между собой цвета картины.Но они – как продолжение ее напевных стихотворных строчек, ее мелодичных песен, всей ее богатой натуры.Как потребность художественной души не только звучать, но и принимать зримые образы. И они ярки и мажорны.Работы Эланы уже в частных коллекциях - в России и во Франции .
Напомним, что Элана написала четыре поэтические книги. В Тамбовском театре идет спектакль-баллада о любви «Девушка и Кентавр» с десятью ее песнями. На Русском фестивале в Париже она стала Почетным Гражданином Республики Монмартра.И закончила саратовский вернисаж песней на французском (которым она владеет в совершенстве), этим пронзительным и кружащим голову парижским шансоном. Везде , везде шерше ля фам!..
Закончила я свой «культурный день» потрясающе – на концерте от фонда Новая музыка вместе с «Трио-сонатой» и их блистательным гостем Дьюлой Силадьи. Выступили и одаренные дети школы при консерватории флейтистка Алина Большеданова и гобоист Ильдар Самирханов. Мы уже второй раз слушали юного музыканта, который отваживается дуэтом играть с самим Владимиром Скляренко - одним из сильнейших гобоев мира. И делает это успешно.
У рояля и у клавесина - неотразимая в поистине королевском алом платье Елена Лельчук. У органа, практически не уходя со сцены, - Дьюла. Первое отделение почти все баховское. Ведь Силадьи – участник баховского марафона.Он был выбран одним из 14 лучших в мире органистов для участия в суточном марафоне исполнения музыки короля органа в Будапеште. Как рассказал Володя Скляренко на концерте (очаровательно его ведущий), время игры Дьюлы выпало на два часа ночи. И почти три часа тот исполнял прелюдии и фуги.
Второе отделение нашего концерта было совсем венгерское. На фоне прекрасных видов Дуная, роскошных дворцов и соборов Будапешта маэстро играл классическую музыку своей страны, собственные вариации на темы огневых венгерских танцев, французского мастера - с неожиданной для него испанской страстью. А под занавес,в ансамбле с Трио-сонатой – культовую мелодию Штрауса о красавце Дунае.
Исполнение нашего гостя - интеллигентное, глубокое, скорей ,все же в голландских традициях. Хотя Дьюла учился сначала в Бела Барток Консерватории и в Высшей школе музыки Университета Листа в Будапеште, но продолжал учебу он в Свелинг Консерватории Амстердама у большой знаменитости - профессора Жака ван Ортмассена. И 11 лет прожил в Голландии, был Титулярный органист в кальвинистской протестантской церкви Амстердама Парккерк (Parkkerk).Затем 12 лет провел в Испании,и были ежедневные поездки через границу на работу в Португалию. Силадьи - известный эксперт исторических органов,организатор фестивалей. Три года назад возвращается в Венгрию , где преподает орган и историю органного искусства ,концертирует в Европе и Америке.Вот такой разносторонний человек приехал к нам в Саратов. Причем – впервые.
В набитом битком зале консерватории Дьюла после каждого номера скромно стоял в сторонке в своей строгой черной тужурке, сильно напоминающей доломан венгерского гусара, как бы пережидая аплодисменты. И только во втором отделении оттаял, разулыбался, вышел к авансцене.А публика бисировала замечательным музыкантам - нашим и венгерскому гостю, - которые не только дарили нам чудесную музыку, но всю теплоту своей души. Именно поэтому концерт «Трио-сонаты» всегда лучшая на свете релаксация.
Узнала у гостя, что семья у него была немузыкальная, но музыку в доме очень любили, часто ставили пластинки с классикой – и русской в том числе.Дьюла не мог бы назвать какого-нибудь одного любимого композитора. Просто он любит «хорошую музыку», сильно выделяя ренессансную. Не случайно получил на Международном конкурсе специальный приз в номинации «Импровизации в стиле эпохи Возрождения». Бывал с концертами в Москве, на другой же день после нашего концерта собирался с «Трио-сонатой» в Пензу – играть на их новом органе.Если б Дьюле предложили выбирать, где выступать – в театре, концертном зале или в церкви, он выбрал бы церковь. Протестанту по вероисповедованию, нашему гостю привычней всего под аскетичными церковными сводами.С Владимиром Скляренко органист познакомился через своего доброго друга (друга Володи и Саратова!) голландца Баудвайна Зварта.
Россия – Голландия – Венгрия… Мир не так велик, как нам кажется. Хорошо, что в нем находится место и для хорошего театра, и для интересной живописи, и для волшебной музыки.
Ирина Крайнова
