irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЕАТРЫ САРАТОВА. ТЮЗ, ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, ТЕРЕМОК гастрольный

Аниме, фолк, перевод 074.JPG


ТЕАТРАЛЬНОЕ, НЕ  ОЧЕНЬ ТЕАТРАЛЬНОЕ, ОЧЕНЬ …             Часть I
Так получилось, что последний  свой невероятно загруженный день я провела в театре. Вернее, в трех сразу, что только  на руку такой безнадежной театралке, как я
                                        Про злую Девочку и бедного Папу
С утра был тюз Киселева с премьерой «Последнего папы» по пьесе популярного польского драматурга Михала Вальчака.Это очередной московский десант: режиссёр Наталья Шумилкина, художник Мария Утробина, композитор Иван Волков, художник по свету Тарас Михалевский ( его эффектным решением «Майской ночи» все  мы уже  восхищались).
Шумилкину помню по  творческой лаборатории  и спектаклю  «Дзынь», где она из трудного философского текста создала поэтичный и внятный рассказ о круговороте жизни. «Танцмейстер» и хормейстер в спектакле - наши люди: Алексей Кривега и Надежда Голубева. С этой стороны все в порядке. Актеры поют хорошо,  слова везде на своих местах (две песни написала актриса Елена Краснова). Самые неудобоваримые авторские песни здесь  дипломатично опущены.( «Ты всему меня научила,/Смысл жизни мне подарила» и т.п.) Писать для детей нужно, как для взрослых, но только – еще лучше.  К стихам э
то тоже относится.
Замечательная в  премьере пластика: совсем уж механизированные, рэповские Мама и Папа (и в движениях, и в речах). Первая  - вся в домашних  хлопотах (Анастасия Бескровная).Маме  придано столько  кухонной и прочей техники, что  она   выглядит паучихой со многими конечностями. Папа – весь в офисных делах, надежно  укрытый за стеклянной стеной небоскреба (Алексей Кривега). Нет,он не  «роботопапа: пытается поиграть с игрушками, пока его никто  не видит (отличная сценка!), но офис, этот бездушый фетиш, высасывает из Папы  все соки.
Дочка (Александра Карельских) получает компенсацию за «потерянного папу» - сотни больших, гламурно-агрессивных, завесивших  спальню, заставивших все ходы-проходы игрушек. Катаевская девочка Женя  хотела получить все куклы на свете. Но умная девочка  поняла, что ошиблась,  а злая маленькая Аня винит во всем папу, лезет с башмаками на кровать,бросается плюшевыми  зверушками, разговаривает со всеми сварливо и грубо: «А сейчас я приказываю тебе называться Шариком… Никаких но, Шарик». Ее страшные, непоправимые  слова, которые унесут Папу из дома   во владения Бледной Королевы, органичны для той маленькой злючки, какой изображает ее актриса.
                               Про злую Девочку  и добрую Барби
Ни долгое , полное опасностей ночное,  путешествие по городу в поисках папы, ни интересный ход режиссера, превращающий Бледную Королеву  в Аню, в  ее зеркальное отражение  (Кристина Топчева), не делают  этого  ребенка  добрее и сочувственней.  Она снова приказывает, да  как!..  Ее совсем, ну ни капельки, не жалко, как сообщил мне по секрету  один маленький мальчик- мой сосед  по залу.
Но это проблемы актерские. А есть в тексте  проблемы языковые. «Это просто самое странное дело, которое было в моей короткой девчачьей жизни», - такую неуклюжую фразу выдает…шестилетняя (судя по возрастному цензу театра ) девочка. Кукла Барби то и дело поминает… Господа, что по меньшей мере, странно., и... мужиков , что вовсе  для нее не странно.
Вообще  происходит некая путаница возрастов из-за  хорошенькой Барби – супермечты девочек 90-х. Общество потребления, создавая куклу , как  взрослую девушку, со всеми   ее  физическими данными, выводя накрашенных   и наряженных взрослыми маленьких  девочек в большую эстраду,  старательно подмигивая   смешным   словам детсадовского «ловеласа» (мол, это моя жена и я ее сейчас поцелую), отнимает у  наших детей их личное  богатство  - чистое, радостное в своей невинности детство.
Очаровательна в спектакле парочка Шарик -Барби, их  играют талантливые  Ирина Протасова и Евгений Сафонов. Но легкий флер эротизма, накинутый автором на пьесу, на сцене, естественно,    еще   явственней (  что в самый  раз  для шестилеток).И  в то же время   Мишка и Кукла   -самые добрые персонажи. Как всегда, симпатичен, даже в роли балованного  богатейчика, Руслан Дивлятшин.Он очень одинок -    зритель  это чувствует .Отлично справляется с ролью Короля хулиганов  Артем Кузин. Режиссер  досочинит ему  смешную историю про мальчика со скрипкой, который   невольно наносит удары  своим уличным врагам.  Мило смотрится Седой Трамвай (Михаил Третьяков), похожа на добрую тетю-уборщицу Говорящая Лужа (Нина Пантелева). Забавно трансформируется Очень Умная книга (Елена Краснова). Большая Черная Птица,  несколько аморфная в пьесеобретает  в режиссуре  и  - в Артеме Яксанове  отчетливо мужской, хищный облик. Режиссер сильно потрудилась над неровностями текста – где сократила, где прибавила.
Множество в спектакле  добавочных средств: анимация, световые  эффекты,  трюки. Ворон летает, игрушки парят, злые силы проваливаются «сквозь землю». Вообще, очень эффектное получилось...шоу. Как-то за всем этим гамом,  беготней,трюками, ярким светом,  долгим сюжетом теряются истоки  -  трогательный рассказ об очень маленькой и очень одинокой девочке. Которую ну хоть  немножко, хоть чуточку должно быть жалко.
                                    Митинг против  «енералов»
Второе мое впечатление дня , увы, не очень театральное.  Владимирский театр кукол привез сказку Щедрина о том, «как мужик двух генералов прокормил».  Щедрин на театре – всегда интересно. Но Щедрина-то я как раз и  не увидела.  А увидела митинг крестьян по поводу отмены крепостного права с невероятным шумом и жестами, скорей, присущими… меньшевикам, покидающим съезд победивших  большевиков. Увидела их  язвительное вышучивание  генералов-дармоедов. Откуда  только взялись терпеливые покорные мужики, которые и через 8 лет после Манифеста  об Освобождении ( сказка датируется 1869 годом) готовы были господам бесплатно прислуживать?
«Енералы» тоже попались нам  визгливые и шумливые. Самый невозмутимый  персонаж здесь  – Мужик,  статный , красивый, как былинный герой. Он  ближе всех подходит к щедринскому тексту. Мужик  и рыбку господам наловит,и рябчиков постреляет, стол накроет,  лодку «сочинит». А дома   уж и кухарки господ встречают, кофе с булочками   предлагают… Хорошо танцуют владимирцы,славно поют,  ладно с куклами управляются. И куклы у них интересные. Но общее закрикивание  (и перекрикивание)  мешает  донести   всю едкость  щедринского текста, его сегодняшнюю остроту. А жаль!..Работали наши гости без микрофонов. Может, оттого и  надрывались?...Зато вечерний театр   у Татьяны Кондратьевой   оказался  просто волшебным.
                                                         (Окончание следует)
                                                                                                                                                                    Ирина Крайнова


Теремок, Владимирцы 024.JPG
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments