irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТРЫ САРАТОВА. Театр драмы, музыки и поэзии "БАЛАГАЧИКЪ". Две Поэмы



                          УТАЁННАЯ ЛЮБОВЬ: Полтава, Нулин, Пушкин…
У моего  любимого пушкиниста Валентина Непомнящего, гениального толкователя   Поэта,   есть цикл  телепередач с говорящим названием «Тысяча строк  о любви»
Мой любимый режиссер Олег Загуменнов из всего пушкинского наследия отобрал едва ли  сотню его любовных строк, но каких…  Две поэмы, написанные с разрывом в три года. «Сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы», -  пишет автор «Полтавы». И изящный  пустячок  - «Граф Нулин», где он решился «иронически порассуждать о «мелких причинах великих последствий»,  вышучивая древнюю  легенду.
Смелым жестом постановщика  соединенные вместе, идущие друг за другом в крохотном зале  «Балаганчика»,  «Пушкин. Две поэмы»  побуждают актеров   сначала заглянуть  в бездны исторической драмы и через  каких- то полчаса – от души  пошалить  и посмеяться над  похождениями незадачливого «казановы». Для маленького театра драмы,музыки и поэзии, каковым «Балаганчикъ» является, спектакль   этапный. Комедии здесь играются  давно, получаются они  хорошо, чему примером Чехов и Зощенко. Трагедия  Расина и скорбная Федра Смирновой  в постановке Загуменнова стали  театральным событием города. Но чтобы  так, в один присест,  - и высокую трагедию, и веселый водевиль…Да и Пушкин в названии   впервые.
То  было по плечу  актерам времен Островского, когда в афише за  основным следовал какой-нибудь развлекательный спектакль.  Олег  поверил    в разительные метаморфозы   своих актеров –   они его  не подвели. 
Из всей многостраничной поэмы, где главный герой - Петр I, выбрана   лишь история Марии и  Мазепы. Любовь потаенная,
до времени таимая от всех , вспыхнувшая  в  дочери Кочубея, «красе черкасских дочерей». Не к молодому    казаку Искре (его любовная партия   сокращена) – к седому старику. Не забудем, что Марии  только 16 лет, Мазепа на полвека   старше, что и сейчас, в наши распущенные времена,  большая разница.   65  лет в  петровскую эпоху   - уже   глубокая старость. Хотя «порой и старца строгий вид,/Рубцы чела, власы седые/В воображенье красоты/Влагают страстные мечты».
Современники поэму  не признали. «А Отелло,старый негр, пленивший Дездемону рассказами  о своих странствиях и битвах?» - оправдывался  блестящий журналист Пушкин  перед критикой. Вынужден был оправдываться.
Да   где  еще  звенящий, как клинок,  точный пушкинский стих  так врезается   в память?  («Богат и славен Кочубей./Его луга небозримы…», « Кто  при звездах и при луне/Так поздно едет  на коне», «И с ними царские дружины /Сошлись в дыму среди равнины:/И грянул бой, Полтавский бой!..»...) И где еще гению приходится  объяснять  свою гениальность злорадствующей черни?
По словам  Юзефовича, Пушкин    «Полтаву»  писал по наитию. «Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и туда, он ел на скорую руку что попало и убегал домой, чтобы записать то, что набралось у него на бегу и за обедом. Таким образом слагались у него сотни стихов в сутки…»

Так забудем же злопыхателей  и насладимся   Словом и Любовью, которые  несут нам талант актеров «Балаганчика».Эта поэма  чтецами   позабыта. Только Шакуров красиво подекламировал ( к его юбилею телефильм с «Полтавой» повторили). Но Загуменнов  умеет  делать  удивительные вещи . Актеры не читают пафосно Пушкина ( не читали и Расина), не «говорят рифмами» - они присваивают себе  его слова, все его  «сто пудов любви», органично существуя в пространстве текста.
Мы видим  счастливую  пару  родителей - Кочубеев - чудная Елена Смирнова и удивительно вписавшийся в этот стройный хор  актер и   журналист Станислав Шалункин. Их гордое презрение скандальному сватовству Мазепы (старый гетман - крестный отец Марии,  близость с ним   равносильна инцесту). И вспыхнувшая ненависть, когда  невенчанная    дочь   убегает  к старику. Темные очи «нетерпеливой жены» Кочубея   горят   неистовой силой. Чего тут больше?   Обиды за дочерний позор, утаенной любви самой Кочубеевны к тому, кто  в старости могуч, убелен «кудрявыми сединами» (была   такая литературоведческая  версия) или - жажды гетманской власти?  В жаркой тиши супружеского алькова  нашепчет она нерешительному   супругу донос на Мазепу.
У Натальи Карповой - первая большая роль в театре. И сразу -  гордая и нежная Мария, одна из прекрасных пушкинских Марий. Но в отличие от робких Марьи Ивановны и Марьи Гавриловны,она сильна духом: «Что стыд Марии,  что молва?/Что  для нее мирские пени,/ Когда склоняется в колени/ К ней  старца гордая глава». Героиня   спектакля идет по  жердочкам, сама же их  переставляя, как «по-над пропастью, по самому по краю»,   спотыкается, падает, вольно или невольно.
Декорации минимальны: табуретки  да  доски ( сценография, как и лакончное музыкальное решение - режиссера) Те превращаются в дом, в подвал, где заключен Кочубей, в портал,   куда  стремится  Мазепа, за которым останется  все прежнее: старая дружба, похожая  на соперничество,  доброе расположение «московского царя»,его  любовь.Нет, он  не предаст любовь  девушки ( «поздний жар уж не остынет и с жизнью  лишь его покинет»). Обрекая на пытки и казнь  ее отца, он    саму Марию  предаст. И знает  это, и страшится этого. Самой сильной вышла тут  ночная сцена, когда влюбленная еще  ревнует и горит, а Мазепа,   тайно держа  ее отца  под полом их  дома, жестко  требует  сделать выбор: «Кого б ты в жертву принесла,/Кому бы ты была ограда?»
Большая удача спектакля- Михаил Юдин в роли Гетмана,актер   как будто бы  с  иной   психофизикой. Добродушный, невысокий,  плотный,  без гетмановских знаменитых «кудрявых седин». Но  вот  он входит в проем двери,  и мы видим сильного, могучего воина с  горящими голубыми глазами  , с  неукротимым духом   бунтаря. В глазах то  беззащитно  сияет любовь, то тлеет  огонь раздутого  тщеславия, которое его и погубит.Непомнящий  пишет  о  «скрытом обаянии пушкинских «отрицательных» героев: « недостатки — продолжение достоинств, говорит пословица. Сатана — это бывший ангел, возгордившийся и падший».
Шутливая история, разыгравшаяся в «Нулине»,  имеет под собой историческую почву.  «Что, если бы Лукреции пришло в голову дать пощечину Тарквинию? быть может, ... он со стыдом принужден был отступить? Лукреция б не зарезалась, Публикола не взбесился бы, Брут не изгнал бы царей, и мир и история мира были бы не те… Мысль пародировать историю и Шекспира мне представилась, я не мог воспротивиться двойному искушению и в два утра написал эту повесть, -  рассказывал Пушкин, снова перед кем-то оправдываясь.
У Шекспира Лукреция стала поводом для свержения монархии в древнем мире.У  шаловливого русского  гения  - толчком  к очаровательному   опусу,  тот, в свою очередь -  к  милой театральной игре.Видела  вариант «Нулина» у безмерно любимых мною фоменок -   наш получился  не хуже.  "Теплеет"  освещение,  темные  одеяния  героев сменяет легкая "дачная" белизна кругом.Скучающая в глуши  проказливая барынька (  охотно кокетничает с заезжим гостем), ее лукавая Параша – Наталья Карпова ( такая  же озорница, как и  в «Домике в Коломне»),  промотавшийся за границей фат+франт Нулин. Наши дамы  с легкостью накидывают  на себя и  комические  наряды  ролей. В непомерном кринолине и панталонах с кружавчиками Наталья Павловна -Елена Смирнова просто шарман. Перевернув книжку вверх ногами -  причем, хулиганя, раз пять -   барыня  развлечена  любым пустяком за окошком. А уж звон колокольчика  и вид коляски -  пусть  косогор, пусть   «коляска набок»! -  событие в деревне  прямо эпохальное (ширма  обыгрывается  на все лады).
Доверчивого п
осрамленного «казанову»  забавно изображает Михаил Юдин. Оскорбленного в лучших чувствах мужа –Станислав Шалункин. А того, кто «более всего с Натальей Павловной смеялся», ее утаенную любовьАлександр Котелков. Милый, бреющийся, едва одетый. Он же  - безжалостный палач Кочубея в первой части спектакля. Такие, однако, метаморфозы.
Утаенная любовь самого Пушкина   - в посвящение к «Полтаве».Очень возможно, - Марии Волконской. Пылкий "африканец" мог любить несколько женщин одновременно, и романов у него больше, чем у кого бы  то  ни было. Но именно  дочери генерала Раевского  напишет : «Нет, никогда порыв страстей /Так не терзал души моей!».А историческое имя Матрена заменил в поэме на близкое его сердцу Мария.
В финале  герои берут доски, похожие на длинные болотные слеги. Вместе они образуют тракт (шлях?)  с верстовыми столбами. Страны?   Жизни?... Многие пророчили "затмение" пушкинского солнца. Однако «Пушкин оказался сильнее истории. Он прошел сквозь нее, невообразимую в своей кровавости и лжи, прошел, сам обдираясь в кровь и волоча на себе клочья чуждых знамен, терпя урон на малых дистанциях, но победив на большой…Он победил потому, что есть сила, которая больше исторических обстоятельств, — сила «высших ценностей». А  что может быть выше Любви и  Слова?
                                                                                                                                                                             Ирина Крайнова




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments