
ОДНАЖДЫ, ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ…
Картины, графику, предметы декоративно-прикладного искусства лучшему провинциальному художественному музею дарят, завещают, да сам музей делает закупки
За 20 лет новых поступлений в Радищевский музей было немало. Выставка «Сохраняя и преумножая… Из поступлений 1996-2016» рассказывает о них . Научное комплектование фондов или, проще говоря, музейное собирательство за два десятилетия принесло музею более шести с половиной тысяч единиц хранения.Среди них: 840 картин, 2 243 графических работ, 54 скульптуры, 379 предметов декоративно-прикладного искусства, 2 редкой книги , 2 990 архивных документов и материалов.
Конечно, такое количество экспонатов собрать на одной выставке невозможно. Но - показать отобранные почти пять сотен предметов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, редкой книги, архивных материалов тоже много. ...С XVII и до начала XXI века. От классицизма до реализма и авангарда в живописи. Серебро, фарфор, стекло, эмаль, майолика, шамот в декоративных предметах…Весь периметр верхнего этажа, залы графический и «декоративный», лестница – выставка получилась грандиозная…
Открылась она игрой музыкантов на знаменитой парадной чугунной лестнице и словами благодарности руководителей музея тем, кто помогал делать закупки, дарителям и особой категории почетных дарителей, чей вклад в наши фонды особенно велик. Это народные артисты России Владимир Спиваков и Лев Горелик; дочь художника А. Юстицкая; вдова художника Э. Белютина, искусствовед и историк Н. Молева; ученик Павла Кузнецова московский художник В.Кабанов; Фарфоровая мастерская Игоря Клименкова (Москва); некоммерческая организация «Благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ» и ПАО «Северсталь».
И вот широкий поток посетителей полился по вверх литым маршам лестницы. Чего-чего тут только нет… Мадонна с младенцем, и библейская Сусанна со старцами кисти итальянского художника,и алтарь с тремя иконами. Типичный для 19 века английский меланхолический женский портрет. Малоизвестный портретный Юстицкий и тут же его пейзаж. Тлеющими угольками в темноте -гущинские работы. Неизвестный мне этюд Борисова-Мусатова , где показан двор его дома.Нежная летняя Флора Хахановой с своими юными спутницами. Ее же картина в привычных уже алых тонах.Удивительно нежный чудинский тандем Мужчина -Женщина и триада соляновской Геометрии пространства. Прекрасные двоящиеся женские тени Мошникова , под ним - большой триптих Маскаева с пробивающемся сквозь густую листву печальным лимонным цветом. Неожиданный Ситников в металлизированной "рыцарской" работе. Щемяще светлая картина Гродскова с мамой- лошадью и сыном –жеребенком. в океане воздуха. Невозможная голубизна неба Шаниной ,и строгая определенность фомичевского автопортрета, и яростная динамика кисти Пашкина. Иллюзорные ступени, похожие на чертеж композиции, абстракции, говорящие лишь на языке цвета…
А графика... Подробная - Семеновой старшей , наивная – Любавина, усиленно штриховая – Мамонова.
Скульптуры расставлены по всем залам, глаз отличает воздушные, певучие осетина Гадаева с фигурками , точно взлетающими на горные вершины. Приковывает внимание «Печаль времен» нашего Бунина, посвященного жертвам репрессий. Фигура уходящего мужчины тянет за собой движущуюся словно в забытьи женщину.
Декоративные вещицы выполнены столь изящно, что и сказать нельзя. Какие-то флакончики, кувшинчики, дамские сумочки,множество очаровательной мелочи.Китайские вазы,фигурки, чайник, опутанный гибким змеиным телом.Пузатые стеклянные сосуды с прихотливыми серебряными навершиями…
Выставка мелкой пластики заслуживает отдельного разговора.Здесь новодел, выдержанный в духе соцреализма, с хорошо скрытой иронией ( большие группы ребятишек в жанровых сценках), не уступает изделиям знаменитых мастеров советского времени.
Да,богат и славен наш музей!
Ирина Крайнова, фото Валерия Кузьменко
