irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

СТАРЫЙ ТЮЗ на Вольской: "Алиса в стране чудес"

       
 АЛИСА И АНТИПОДЫ

В Саратове открылось старое здание тюза Киселева, пожар которого   мы переживали, как личное  горе, и  открылось   очень театрально, по-тюзовски
Первая премьера  идет в постановке    превосходного тюзовского  актера Алексея Чернышева (сейчас учится в щукинском  театральном институте у  одного из лучших режиссеров России - Юрия Погребничко, сравнимого разве что с Петром Фоменко). Саратовцы    наверняка помнят в филармонии  его  «Винни-Пуха», тоже сделанного с   участниками   нашей   знаменитой детской эстрадной студии «Апельсин» и солисткой филармонии Ириной Левиной
И в новом спектакле Чернышева – парадоксальной кэрролловской  «Алисе в стране чудес» -  есть красивое соло Левиной. Только она Гусеница не Синяя, как в книжке, а скорее, Розовая. Именно Гусеница укажет вконец запутавшейся в своих  превращениях Алисе волшебный гриб: «Откусишь с одной стороны – подрастешь, с другой – уменьшишься»…С минуту Алиса задумчиво смотрела на гриб, пытаясь определить, где у него  одна сторона, а где - другая».
-Не знаю, что делать с моей головой: То  больше, то меньше – уже не впервой, - поет маленькая героиня, которую отлично играет   София Селезнева - в ансамбле она  уже 9 лет.
Насквозь ироничный текст со словами-перевертышами, множеством нелепых героев и странных происшествий,  интересен детям, еще   только познающим мир, и до чрезвычайности – взрослым:    профессорские  экзерсисы в формальной логике  развлекают  и ...заставляют задуматься .«Я думаю, что говорю» или «Я говорю, что думаю»? «Что имею, то люблю» или «Что люблю, то имею»?.. Мы все время слышим текст   в «закадровом голосе»,   это большой плюс  для спектакля по такой литературной сказке.
В детстве мама-«англичанка» сильно  пугала меня Алисой, из-за трудностей перевода  застревая  каждый вечер все  на той же главе – «Вниз по кроличьей норе».Мы  с ней летели, летели, летели  сквозь темноту, пили  из подозрительно пузырька, ели непонятные пирожки, безуспешно пытаясь протиснуться в прекрасный сад. То  золотой ключик не подходил к дверце, то его  нельзя было достать.
Режиссер вместе с командой единомышленников (руководители «Апельсина» Анжелика Савина и Татьяна Юрасова, хореограф Наталия Недоступова, художник Маргарита Ульянкина,видеохудожник Андрей Лапшин, сценарист и автор песен  Хиинен Кельтер, композитор Дмитрий  Болдырь) , несомненно,  подобрали нужный ключик  - тот самый, что опирает дверцу в Сад  фантазии. И создали   не просто хороший  музыкальный  спектакль  (живой звук обеспечивают юная   флейтистка Кристина Лепендина и скрипач Александр Новокрещенов).
Они  сотворили  именно волшебную сказку.   В маленьком Камерном зале, на сцене, больше напоминающей ринг, замечательная  каштаново-рыжая Алиса, в косицах и полосатых чулках  a la Пеппи ДлинныйЧулок, но гораздо больше воспитанная, в духе викторианской Англии ( даже  проваливаясь в  пустоту,пытается делать реверанс), действительно  падает вниз,    сильно уменьшается,   растет до гигантских размеров… Ей помогают анимация, сценическая пластика , тайные люки в сцене и  - изобретательность постановщиков.
Одним из главных героев  стал Шляпник ( Болванщик) в изящном исполнении Валерия Емельянова (в разных составах заняты пять тюзовских актеров, хоть в такой ипостаси на  эту сцену вернувшихся). Он  же –Ведущий, он же Чеширский кот, единственный приятель  Алисы в стране  ужасно  вредных антиподов. Как Емельянов, редко кто умеет играть детские спектакли , побывал  он и чудесным Винни-Пухом в прежней постановке.
А больше бедной Алисе  общаться    не с кем: Мышь  пищит и спасается бегством (Мария Шитикова), Герцогиня (Людмила Стороженко)  «выворачивает» каждое  слово, вручая визжащего ребенка-поросенка , Белый кролик только и делает, что пускается наутек (Анастасия Есикова), Мартовский заяц (Али Акчурин) с Шляпником  грубо  ее обрывают,а Червонная (Красная) королева Нины Пантелеевой…  не прочь отрубить  Алисе голову, как , впрочем, и остальным («странно, что кто-то еще вообще уцелел»). Нарочно называю взрослых, заслуженных артистов и  маленьких актеров «Апельсина» вперемежку. Играют  наравне,   дружной  командой.
В массовых сценах пластично и стильно  двигаются-поют    другие «апельсинчики».  Вовлекают  в  свою игру   и детей из зала, сидящих вокруг сцены. То они бегут бесконечно  по  кругу, чтобы «обсохнуть», то играют в королевский крокет, где вместо шаров – зверушки, то ловят руками зеленый туман, кажущийся в свете софитов морской водой. Такую  вот слезную лужу накапала «великанша» Алиса.
Дыма, правда, многовато для  зрителей-малышей (  он еще потом появится), и среди отличных костюмов   остальных персонажей несколько аляповато смотрятся одеяния королевской четы, ну и вообще    ухо мое  привыкло к странненьким, как сама  книжка ,песням Высоцкого для  радиотеатра. До сих пор помню  трогательную мольбу Клары Румяновой: «Сэр, возьмите, Алису с собой!». Однако речитатив новых песен  легче дается маленьким вокалистам. Режиссер и его команда   создают свою версию Вечной  книги, и очень   талантливую, на нее ходит и будет ходить зритель  -  маленький и большой.
Начинается и заканчивается спектакль  одинаково: могучий летний дуб, прелестная спящая девочка и задушевный голос, читающий стихи  того, кто был, но никогда  не жил (Льюиса Кэрролла на самом деле звали Чарлз Лютвидж Доджсон). «Июльский полдень  золотой/Сияет  так светло,/В  неловких маленьких руках/Упрямится весло,/И нас теченьем далеко/От  дома унесло» – начало истории. «Алиса, сказку детских дней/ Храни  до седины» -  ее финал.

Всем- всем -всем  пора в  Старый тюз!  31 марта в 15.00, а 1-2 апреля в 16.00 снова «Алиса в стране чудес». На Вольской
                                                                                                                                                                                Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments