irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

САРАТОВСКАЯ АКАДЕМДРАМА. ПРЕМЬЕРА "Друзья", спектакль театрального института

                  СКУЧНО НА ЭТОМ СВЕТЕ, ГОСПОДА…

Так скучно или страшно? В оригинале, у Николая Васильевича, скучно. Но крылатые  фразы гуляют по свету,  меняя оттенки и даже смыслы
И потом, начиная с разбойничьих  90-х, жить  реально страшно.  Даже личное жилище, последнее   ваше прибежище, не защитит от налета если не грабителей, то  жуликов и любителей легкой наживы. Два примера. 1.В дом под видом  коробейников   открывающегося супермаркета вторгается группа молодых людей, навязывает задорого совершенно не нужный вам товар, вы ж  не только  не торгуетесь, но  под их   «сыновним» присмотром… едете в банк и снимаете  кругленькую сумму.
2. В дом приходит вернувшаяся  из далеких краев  молодая особа. В последний момент вы   приглашаете и мужа ее, которого вы знаете; особа приводит мужа, но не того, кого вы знаете (тот был  юный, безвредный, послушный, этот  - зрелый, властный, с пронизывающим взглядом).Как следует угостившись, особа , голосом, не терпящим возражений, сообщает, что именно вас  она избрала автором романа, который вы о ней напишите. Размер  вашего гонорара не обсуждается – его просто  не будет, но вы  всерьез намечаете сроки начала работы…
И только , когда дверь  за  гостями закрывается, вы понимаете, что чуть не ввязались в новую аферу.Что  это –  доверчивость Дюймовочки,  повышенная внушаемость…  просто идиотизм?  Так что доведенная до абсурда тема в пьесе «Друзья» Кобо Абэ  (первый дипломный спектакль курса народного артиста России Григория Аредакова в Саратовской драме) кое-кому из нас   более чем знакома. И речь здесь не  столько о поисках идентичности с остальным миром. А  - отстаивание собственной индивидуальности ( совокупности характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого).
Герой черной комедии Абэ -  перспективный работник, уже маленький начальник, снял дорогую квартиру и  собирается жениться. Но вот  что он –и любой из нас!-  делает с 9 вечера до 9 утра у себя дома,пусть хоть лениво возлежит на диване, никого не касается. Так,во всяком случае, думает герой.
Кобо Абэ (Абэ Кимифуса)—выдающийся
японский писатель, драматург и сценарист, один из лидеров японского послевоенного авангарда. «Еще в школьные годы я был покорен творчеством двух гигантов русской литературы - Гоголя и Достоевского… Переплетение вымысла и реальности, из-за чего реальность предстает предельно ярко и впечатляюще, появилось в моих произведениях благодаря Гоголю», - утверждает писатель.
В пьесе (награждена в 1967 году премией Танидзаки) как будто нет ничего фантастичного: милая и дружная семья мелодично распевает про «Ожерелье с разорванной нитью»(« Где та грудь, что их грела теплом? Затерялись, рассыпались, брошены…») и  является в дом одинокого молодого человека «одарить его любовью и дружбой».  «Посланцы любви» исцелят вас  от любого  одиночества.Правда, весьма странными способами: рыща в  чужом холодильнике (Младшая дочь), роясь в  ящиках (Бабушка), свистнув  кошелек (Старший сын). Располагаются  в доме главного  героя всерьез и надолго.Его зарплата  - теперь их зарплата.Но все  это -  с улыбками ,  с поклонами, с  неизменной песней про ожерелье.
Молодой  человек, в отличие от моей «дюймовочки», сопротивляется , как умеет, непрошенному  вторжению , вызывает полицию, взывает к управдому, бросается к адвокату, невесте, прессе…Все напрасно. «Мы хотим содействовать вашему счастью… Быть вам полезными… Вот единственный побудительный мотив, заставивший нас явиться к вам»,- лучезарно улыбается главный идеолог  «бесконечной шайки»  Отец.  И все, «разглядывая  улыбающихся членов семейства», думают, как Младший полицейский: «А мне так, например, странно, отчего это пострадавший питает такие враждебные чувства к этим людям?» И хозяин квартиры   уже «миролюбиво» связан в своем гамаке, за «дурные наклонности»  посажен в клетку из обувного ящика,  под  занавес  - вовсе отравлен.
Вам  эти приемы никого  не напоминают? «Единица- вздор, единица –ноль». Мы построим всеобщее счастье любой ценой, пусть даже на ваших костях. Как формулирует Бывший репортер, «и это вязание (женщины на сцене непрерывно вяжут – И.К.) протянется от села к селу, из города в город и, в конце концов, разрастется в огромную кофту, которая согреет теплом весь народ, всю страну…
-Но скажите же мне, по крайней мере, где находится штаб этого вязального клуба? Нет  ответа! А если знать, что сам Абэ состоял несколько лет в компартии,а потом из нее вышел? Что как раз в те годы  бушевала "культурная революция" в Китае?Да, абсурд, да, «черная комедия». Но еще антиутопия, и страшноватенькая  - своей реальностью.
Итак, есть остроумнейший  текст автора, который делил свои симпатии между Гоголем  и   - Кэрроллом.  Его пассажи  сделали бы честь   английскому любителю парадоксов (Отец. Все дело в том, на что сделано ударение — на «кошку» или на «воровку», от этого существенным образом меняется смысл. Короче говоря, имел ли он в виду кошку, похожую на воровку, или же воровку, смахивающую на кошку…»). Есть интересное  художественное решение. Юрий Наместников долго  колдует  над  своими удивительными костюмами (кимоно-  то нейтральных цветов, то, вывернутое,открывая свой  "истинный цвет", агрессивно красный) ,но  в декорациях  он  минималист. Всегда  расставит бесспорные акценты. Здесь  это раздвижная стенка и  бамбуковая перегородка, из которых легко собирается клетка.
Есть любопытное музыкальное оформление   (Мадина Дубаева), где  обыгрывается не только  «Ожерелье», но и культовая туристская песня, и попсовая («Одиночество - сволочь»). Есть  бесшумно движущаяся, даже  вдыхающая-выдыхающая одновременно   группа…клан «всемирных вязальщиков» счастья. Будто  восьмиглавый дракон, по образному определению постановщика «Друзей»  в мытищинском театре. Студенты Аредакова  играют семью, где, как  и  в фильме Дениса Евстигнеева «Мама»,уголовные   наклонности не мешают  им любить друг друга.  Неважно , что среди  них вор, «шалава», отравительница…
Не хватает  пока  начинающим актерам  лишь  могучего дара своего мэтра и - опыта -  превратить любой текст, хоть телефонную книгу, хоть  «правила поведения в современном обществе», в увлекательное сценическое действие. Иронический триллер  - он же  на грани смешного и страшного.Если не  очень получается смешно, «сделайте нам» хотя бы страшно, только  не скучно...Да,сложный
жанр для начинающих.К тому же некая монотонность действия и его предсказуемость заложены еще в пьесе.

                                      Ирина Крайнова, член СТД России, обозреватель  по Саратовской области   в Российском театральном журнале  «Страстной бульвар»



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments