irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

САРАТОВСКАЯ АКАДЕМДРАМА. Два спектакля - "Сошедший с поезда" и "Правила поведения..."




              СОШЕДШИЙ С  РЕЛЬСОВ
На дальней станции сойду/Трава по пояс/И хорошо с былым наедине/Бродить в полях, ничем, ничем не беспокоясь…
Как раз «ничем не беспокоясь» не выйдет.Время романтиков безвозвратно ушло
И  если пришла
вам охота сойти с поезда на полустанке, где мелькнет за окошком красивое молодое  лицо… не факт, что она не замужем,  что   нет у  нее детей, ревнивого и крайне вспыльчивого мужа.  Едва ли  жизнь в этой васильковой синей тишине похожа на «потерянный рай».
Сошедшему с поезда в ироничной пьесе Алексея Слаповского   еще повезло, что случайная  его знакомая  и ее муж Роман не принадлежат к спивающейся  русской деревне . К тому же  -  Лариса умна и порядочна, и    поджидает своего, хоть потрепанного жизнью принца (на  нарочитом  языке мужа, «поэтому ты и сидишь там все время – чтобы какой-нибудь фраер к тебе прицепился»).   Она дождется     его и   самых важных для женщины   слов: « Я сошел не потому, что захотел все бросить, я – к тебе сошел…Поедем со мной. Или останемся, все равно». Впрочем, это ничего не изменит.
Премьеру «Сошедшего с поезда» в Саратовской драме  (известный драматург сам ее и поставил) я пропустила – куда-то уезжала. Посмотрела сейчас, и как-то она у меня сошлась с другой  драмовской премьерой: «Правила поведения в современном обществе» по пьесе Жана-Люка Лагарса от блестящего французского актера Станисласа Рокета (видели его в двух спектаклях).
Казалось бы, что  общего? Полный неожиданных поворотов, увлекательный сюжет Слаповского (мастер он  на такие вещи),  его запутанный любовный треугольник, к финалу ловко превращенный  в «квадрат», и   - прочитанный комически французский учебник этикета, написанный аж   в 1898 году. - Лагарс  использует подлинный  текст . «При всей видимой несценичности   - и  некой  абсурдности !  - он содержит бездну юмора и возможностей для  режиссерских находок и актерских импровизаций». Так   писала я зимой .  Мои ожидания  меня не обманули.
Пятеро превосходных  актеров - Виктор Мамонов, Любовь Воробьева,  Игорь Баголей, Татьяна Родионова, Дмитрий Кривоносов - и студентка Анастасия Белова, разделившись на пары, забавно  и  лирично разыгрывают  сценки (именно сценки, это   не читка в лицах)  рождения, крещения, сватовства, вступления в брак, свадебные юбилеи, смерть,  как бы иллюстрируя не строгие правила  « бонтона», а некую Книгу жизни. Где с тонким французским юмором оговаривается все, вплоть  до сроков траура («за два месяца до окончания восстанавливают регулярные five-o-clock tea, устраивают ужин, идут на концерт, насвистывают в ванной»).    И где заключительные слова книги  звучат   более, чем оптимистично: «И так никогда не перестанет происходить».
Люди  не перестанут  рождаться, жениться, умирать и - регистрировать свое состояние. Но через 120 лет  они   делают все несколько иначе. «Трудно представить себе молодую девушку, во всяком случае, я на это надеюсь, которая отправляется ужинать наедине с мужчиной, желающим на ней жениться»,  - глубокомысленно замечает автор  старинной книжки.А  нам-то сложно вообразить девушку,  что отказалась бы отужинать с женихом тет-а- тет. О других ее  «уступках»» тактично умолчим.
Однако   не  все    безнадежно устарело в   правилах позапрошлого века. Совсем без них  нельзя . Общество себя непременно  упорядочивает .Государство,  армия, законы, правила, регламентация,  обязанности, наконец. Что есть охвативший  все слои  гражданский брак, как  не  бегство от обязанностей, конец семье, распад вековых  уз?..
«Сошедший с поезда» и с привычных  рельсов жизни Антон-Анатолий -его тонко играет Александр Каспаров- даже имя свое «потерял»  в дороге ( закадровый голос самого Слаповского поет  странные песни о сне наоборот, где "с рельсов  не сходили поезда").Конечно, он  сильно увлекся Ларисой, (удивительно нежная и   внутренне гармоничная героиня   Татьяны Родионовой).И  когда никто уже   не вяжет  ему руки-ноги, не держит под стражей,  не стреляет из ружья…  не сразу  уйдет   он   из лесной избушки.Но -  уйдет , « и …обратный скорый-скорый поезд растает где-то в шуме городском»…
А она, желанная она пройдет "чуть левее, наискосок". Здесь все, что ему  хотелось :  дивный воздух, прекрасная женщина, к   нему потянувшаяся, покой и  воля... «Антон. А если я останусь? Лара. Не надо. Антон. Ты бы хотела? Лара. Господи, при чем тут – хотела бы, не хотела бы! Ты знаешь, что не надо, и я знаю, что не надо!»
Не надо - и все. Ни одна звезда не отклоняется от своего пути. Мы твердо помним  это со времен  пленительно-грустной «Безымянной звезды» в постановке Александр Плетнева (и фильма
Козакова)... Нет,есть, есть  еще женщины в русской литературе . Не часто, но  попадаются. Тянет   к ней героя  -  ан нельзя! Почему? Не надо. Что сталось бы с онегинской Татьяной, уступи  она домогательствам зрелого Онегина? Что  хорошо   показывает другой классик по другому поводу. Уж  как любили друг друга Каренина с  Вронским, как любили!.. Героиня Родионовой  - из той же череды: страстных,  прекрасных,несчастных.
К тому же ее муж куда интересней  приклеившегося    к нему ярлыка «спортсмен-неудачник». Рефлексирующий герой Александра Фильянова проживет целую сценическую жизнь: от недоверия к пришельцу и  собственной жене,  к дикой  ярости,  спрятанной под маской издевки, через   жестокие испытания, которым он  подвергнет  «парочку» -  и себя! – к своего рода   катарсису, осознанию  чистоты его женщины. Оттого –его последняя , отчаянная попытка удержать ее, посеяв семена  ревности. Образ   «лесного брата» -серьезная победа актера галковской школы.Пьеса закольцована,  в конце герои обмениваются точно такими фразами, но за  привычным ворчанием мужа  уже иная подкладка.Они семья - сегодня   поняли.
Бывают странные сближенья. В веселой постановке Рокета , где пластические  пассажи персонажей чуть не смешней самого текста (хореограф Алексей Борисов),  за  всеми ужимками и оговорками  про  золотую свадьбу ( «даже если союз  не был счастливым, пятьдесят лет отмечают в любом случае»;  «они прижимаются друг к другу, это все, что им остается»), в финале мы  видим  трогательных стариков в исполнении Виктора Мамонова и Любови Воробьевой. Последнюю их взаимную заботу…
Я еще ничего не сказала о работе художника. Чудодей Юрий Наместников создает картонный мир  героев Слаповского, где  все понарошку - дорога, дом, вещи,  любовь, в которые они  только играют. И оживляет его, придавая объем  строениям  и предметам, когда игра  героев может обернуться трагедией.  В книжный же   мирок, ограниченный правилами  Лагарса, художник-постановщик, напротив,  вдохнул  жизнь, соединив несоединимое: лампу рудокопа и витой подсвечник, граммофон с пышной трубой и жестяную кружку…    Центр мироздания  - фолиант с  медной застежкой,  тот самый учебник хорошего тона.
Не знаю, убедила ли я вас в необходимости хоть каких-то правил поведения в обществе, но  без них -  никак. Без них    назад, в      промискуитет.И что-то мне помстилось в этих двух постановках о вечных ценностях - в такой вот иронической оболочке. Однако, положа руку на сердце,  кроме самих авторов , кто точно знает , о чем  это они?..
                                                                                                                                   Ирина Крайнова, фото с сайта театра и автора



 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments