irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ДОМ КУЗНЕЦОВА.ВЫСТАВКИ. «Инварианты. Геометрия города» Светланы Калистратовой (Москва)



                                            КОСМОС ГОРОДА КАЛИСТРАТОВОЙ
Кому город обязан своей  превосходной готикой, пусть и «псевдо»? Воющими химерами на фронтоне, остроконечными башенками, стрельчатыми окнами?
Архитектор Семен Акимович Калистратов вписал славную страницу в облик  Саратова– консерватории, гостиницы «Волга» с ее «рыцарями», бывшей  женской гимназии, в которой разместился Радищевский музей…  Его внучатая племянница Светлана Калистратова  - тоже человек в искусстве  заметный. Окончила Московский инженерно-физический институт, кандидат технических наук. С детства  училась в художественных студиях.И уже 37 профессионально занимается живописью и гобеленом. Большая выставка её картин прошла в  нашем художественном музее в 2010 году. Часть из них художница нам подарила.  Ее большой триптих  можем сейчас увидеть на выставке новых поступлений в историческом здании.
И вот   новая экспозиция Калистратовой в Саратове,в Доме Кузнецова -«Инварианты. Геометрия города». Абстракции приходится  объяснять.  «Инвариант – это материя, которая изменяема, но при этом, по своей сути, остается тем же самым. Например, аналогия с оригами: это листок бумаги, из которого можно сложить что угодно, но это не отменяет его сути: он по-прежнему остается листком бумаги», -рассказывает автор, словно иллюстрируя свою  серебристую  картину  с квадратиком двухтрубного кораблика, сложенного из бумаги.
Но это  не совсем абстракции : кое-где угадываются силуэты домиков-кубиков или вытянутых вверх прямоугольничков,и даже  светящиеся в них окошки, а на картине,где большая вода, -  множество бумажных лодок, сделанных «из газет вчерашней».Художница умеет удивительным образом сочленять макро и микрокосм. Ее образ города и реки складывается   из отдельных кирпичиков мироздания. И снова она с ее ясным техническим умом, приходит нам  на помощь : «На мой взгляд, мир космоса и мир маленькой песчинки одинаково безграничны и многообразны. Я выбираю мир маленькой песчинки и хочу увидеть в ней все многоцветье сказочных фантазий и реальностей».
Мир песчинки выбрали и авторы фильмов по картинам Калистратовой, сумев показать их в движении, в пространстве,в развитии темы. Невесомые перышки перемещаются,поворачиваются, раскручиваются,вовлекая в волшебный танец творчества.  «Космическая музыка»  Евгения Вороновского это движение ускоряет.
Искусствоведы пишут, что автор «соединяет в своём творчестве математические, абстрактные представления с образным ощущением реальности». Странно ль, что  на ее работы откликнулся профессиональный математик, а еще поэт Олег Дмитриев. Несколько месяцев у них шла интенсивная переписка. В ответ на каждую новую картину Светланы Олег тут же   сочинял образные и ритмичные строки. Плоды трудов сих мы услышали на творческой встрече в Доме Кузнецова, где после всех фильмов по картинам Калистратовой    свой диалог с ее живописью показал  Дмитриев («Крестики-нолики, палочки, дуги,/Наши удачи цепляют недуги… Дайте картине застыть  на мгновенье /Зритель пристрастный найдет измененья»; «Время оставило острые пятна/ На корешках  непрочитанных стен./ Спущены флаги,и нам непонятно,/Кто же здесь царствует, как и над кем»)
Встреча была интересной, нам уже захотелось увидеть  изданный когда-нибудь  альбом картин Калистратовой в поэтических иллюстрациях Дмитриева.
                                                                                                                       
  Ирина Викторова, фото Юлии Арон
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments