irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

МУЗЕЙ-УСАДЬБА ЧЕРНЫШЕВСКОГО. Провинциальный салон с Пушкиным



                                                                                                      ТРИ КАРТЫ…

Мистическое начало в чуть ироничной пушкинской «Пиковой даме» усилено  музыкой Чайковского и стихотворным текстом Александра Батурина
В балладе Томский сообщает, что тайна трех карт была  дана  «Венере Московской» под страхом смерти. Призрак являлся к ней задолго до страшного финала:
«Получишь смертельный удар ты,/От третьего, кто, пылко, страстно любя,/Придет, чтобы силой узнать от тебя/Три карты, три карты, три карты,/Три карты!» -  предупреждал  он графиню. В ремарке  сказано, что припев с тремя картами вокалист должен исполнять «зловеще». Уж куда как!.. Когда вышел к залу заслуженный артист России Роман Гранич и запел «Однажды в Версале» - сильно, глубоко, таинственно – казалось, даже свет померк в Провинциальном салоне музее-усадьбы Чернышевского.
А я вспомнила странности наших репетиций, когда к 200-летию  поэта мы  ставили в народном театре пьесу «Бал в Зимнем», где съезжаются  пушкинские герои.Я играла молодую красавицу ( это было о-очень давно!) княгиню Голицыну, которая   держала в Петербурге светский салон, но по ходу действия  должна была превращаться  в другую Голицыну – грозную старуху, прообраз Пиковой дамы. В репетиционном  антракте актеры сели играть в очко. Я , играя в эту игру первый раз в жизни, с ходу набрала 21 очко.Тут предложили поиграть в «ведьму», да и обстановка располагала: полумрак, свечи. Едва я  протянула руку к картам соседа, как тут же вытянула пиковую даму («ведьму» в игре) – и в  ужасе побросала карты. «Черта помянешь,а он уже  тут как тут». Свят, свят, свят!..
Хорошо, что следом за Томским ведущий солист Саратовского театра оперы и балета исполнил Каватину Алеко.И хоть страсти вовсю играли  «измученной душой» героя , было  страстно, но не страшно, трагично, но  прекрасно.
У оперного театра и усадьбы одно имя в названии - Николай Чернышевский. Диво ли, что они  крепко  дружат,  ни один Провинциальный салон  музея  не обходится  без  вокалистов  театра . Тем  более этот, пушкинский, – в память  о трагической гибели  поэта.Народная артистка России Светлана Костина выразительно  объяснялась в любви  за поэта («Я помню чудное мгновенье») и тихо просила за другого пиита  (Баратынского) - «Не искушай меня без нужды».
Уже полюбившейся публике молодой бас Илья Иванов исполнил два романса. Знакомый нам с  ее юных лет  голос Марины  Сальниковой звенел и переливался в песне о  «Грузии печальной». Певица ждет пополнения семейства, но продолжает выступать.
Изумительный по наполненности и красоте звучания голос заслуженной артистки России Татьяны Соболевой зажег всех победной песнью «В крови горит огонь желанья». Всего-то восемь строк, но сколько  же в них веселой силы и радости жизни 25 –летнего поэта: «Склонись ко мне главою нежной, И да почию безмятежный, Пока дохнет веселый день..» Спела она и еще.
Обязательными гостями литературно-музыкальных вечеров усадьбы  стали   студенты театрального института, занимающиеся у доцента Александры Спириной. Сама отличный чтец, и студентов она  готовит отменно.Исполнив несколько гражданских стихотворений, они  не преминули вспомнить и любовную лирику – «безжалостную» красотку Алину и невозможно  синие глаза той  барышни, что осталась под Ижорами. Вела салон Лариса Попова-  как всегда, сдержанно, но  -«с огнем в груди».
                                                                                                                                                            Ирина Викторова, фото Юлии Арон



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments