irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

САРАТОВСКАЯ АКАДЕМДРАМА. Вечер памяти Александра Галко

Галко.jpg                         КНЯЗЬ  ОСТАНЕТСЯ ПЕРВЫМ
   
Вечер памяти Александра Галко в драме прошел ровно через год после его непоправимого ухода. Было вербное воскресенье, природа радовалась возрождению,  а ученики Александра Григорьевича, приехавшие отовсюду,  вели   вечер – без  назначенных ведущих, без пафосных слов и «дежурных»  официальных лиц – и  были печальны  до неузнаваемости ( не узнала  актера и хореографа Алексея Кривегу).
Неправда, что  нет незаменимых. Кто заменит всемогущего на сцене Галко, кто  вернет осиротевшим его последним выпускникам  их строгого, насмешливого и - привязанного к ним всей душой Учителя?
«Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его», - эти самые грустные слова  самого ироничного из  наших писателей  легли рефреном на вечер и на книгу воспоминаний  о нем , так и названную.

...Вечер был  строг, лаконичен и  - идеально устроен. Вспомнили актера  его друг ,худрук театра  народный артист России Григорий Аредаков и Виктор Рыжаков ,  худрук Центра им.Мейерхольда. Растрогал до слез белоголовый мальчик с белорусской народной песней  на фоне фотографий маленького  Саши Галко  (сзади   чувствительная  зрительница прорыдала весь вечер). Последние  «галчата», ведомые педагогом курса Артемом Кузиным,  бережно донесли  текст Мастера  о них самих, о«трудностях перевода» их на  профессиональные рельсы .  И сели в кружок  галковцы разных лет, и стали читать стихи - из любимого А.Г. Многое из того, что три года назад читал сам Мастер на последнем бенефисе. «Часто это была радость узнавания.Шекспир, сонеты? И этот,светло-горький: «Как тот актер, который, оробев,Теряет нить давно знакомой роли...» Пушкин, послания дамам? Что может быть лучше его шутливого признания с   крепко спрятанной  печалью: «Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад!». Бернс, ироничнейший сын Шотландии…Поэт, который вообще  жил без кожи, по определению Актера - «Вы помните, вы все, конечно, помните…»…  И много моего самого любимого из Пастернака…   а в финале - неожиданный прыжок через десятилетия к Симонову и  его «великому стихотворению войны».
Думаете, это я о вечере памяти? И  о нем тоже. Разве не гениально он читал стихи?  «Его великолепный баритон  как бы ставил последнюю точку в стихотворном послании автора, и была она по-мужски четкая  и  тонально  низкая. Актер подавал Слово. И не просто подавал,а бережно  подносил залу, как редкую  розу в бокале, со сдержанным  восхищением . И   заражал   своим настроением , и увлекал  своими поэтическими пристрастиями». Так же бережно и просто доносили до нас  стихотворные строчки его ученики. Андрей Седов и Константин Милованов, Татьяна Родионова и Алексей Комашко, Дмитрий Куличков и Наталья Кошелева – да все они! Научил.
На вечере представляли книгу воспоминаний  его учеников, коллег, театральных людей. Успела ее пока  только пролистать,   в память врезались слова Авангарда Леонтьева: «В подготовке молодых актеров Галко был гением места….Его уход  не может быть возмещен.Потеряла культура, а  стало быть, страна и народ- я так  это ощущаю. Его ученики- счастливейшие люди.Они получили, только им рожденную,  ему принадлежащую и только им могущую быть переданной  прививку , невероятно важную для жизни, для самоощущения и самоидентификации».  Ученики провели прекрасный вечер, где ни убавить – ни прибавить.
А я, если честно, Галко  чтила и боялась .С нашим братом журналистом он был крут, мог и завернуть материал, если что-то  не устраивало в фактуре  и в стиле - сам писал превосходно. Первый  мой очерк о нем одобрил скупо: «Материал получился». В его   не лгущих устах это была похвала. Нескоро мне передали  другие его слова: «Крайнова стала лучше писать». О,сей отзыв   стоил   сотни безудержных славословий  других моих читателей."Принял" А.Г.  и мою  статью в журнале СТД России «Страстной бульвар». Поскольку в   книгу воспоминаний  она не вошла, позволю еще пару цитат из нее.
«…Разве есть в городе актер с большим темпераментом, скрытым и явным? Разве можно забыть его холодно-блистательного Воланда? Или неудобного, непривычного Луку? Или обтекаемого, «гуттаперчевого» Геннадия Панфиловича ? Разве не доказали его ученики, от Питера  до Ростова, что и педагог он уникальный?  И разве он нуждается в каких-либо представлениях? Народный артист России, лауреат премии им. Станиславского, профессор театрального  института  Александр Галко.
Все  называют Галко в роли Князя тьмы. Слов нет, это был самый ироничный и жесткий Воланд из известных мне. Полное попадание в образ. Но когда актерских  ролей много, у каждого  есть самая любимая. Для  меня  таков Эдвард-Иоганн-Луи Хоз из «14 красных избушек» Платонова. «Ученый всемирного значения, председатель Комиссии Лиги Наций по разрешению мировой экономической и прочей загадки» . По пьесе Хозу 101 год.Актер играл старца  с молодым насмешливым взглядом.Грим  портретного сходства с Марксом   добавлял комические краски:  львиная грива «основоположника», огромная  его бородища.  Роль Интергом —  двадцатилетней спутницы  любвеобильного патриарха,  исполняла  замечательная Валентина Федотова. Это был блестящий дуэт  больших драматических актеров, которые и в трагедии умеют найти  забавную сторону….. Под влиянием увлечения юной девочкой Суенитой   меняется и  «великий философ слабеющего капитализма» Хоз …Он работает счетоводом в «Красных избушках», правда,не забывая иронизировать по любому поводу. И …убивает преданную ему Интергом,  которая «перековалась» в партийную тетку . – «Вы надоели мне со своей юностью, энтузиазмом, трудоспособностью, верой в будущее. Вы стоите у начала, а я знаю уже конец», - устало бросит Галко-Хоз в финале...Очень старый и очень мудрый  ученый заранее знал, чем закончится эта игра во всеобщее счастье».
На бенефисе  на  сцене был  только белый-белый рояль (как и сейчас -  мы услышали Шопена), за ним тогда -  легендарный Анатолий Катц. И выходил Александр Григорьевич, невозможно элегантный в своем  светлом костюме и  туфлях, и – устраивал    вечер высокой поэзии.
«…Зал боялся шевельнуться, вздохнуть.Только  молча вставал после особенно   пронзительных вещей.Голос Актера плыл над пространством сцены, над временем.Всесилен! ..Воланд восстановил рукопись сожженного  романа. "Всесилен, всесилен!" - восклицает Маргарита.Галко может  восстановить в нашей памяти что угодно,  мы будем  все так же замирать при  рокоте  его голоса и молча вставать на последних словах.Не считала, сколько раз вставал, приветствуя  своего Мастера и Учителя,театр.
…На бенефисе практически все дарили    розы...Розы источали божественный аромат .Он уплывал в зал волной изысканной   нежности. В  финале галантный Галко раздал  букеты  актрисам, опустил и  в партер одиночные бордовые красавицы. Уходила домой, благоговейно неся перед собой стройное цветочное  великолепие..."

«Прочтешь ли ты слова любви немой?//Услышишь ли глазами голос мой?» - изрек на последнем   бенефисе Александр Григорьевич. Мы услышали Вас, светлейший Князь театра. Сегодня урок Любви и Верности преподали  нам  Ваши  ученики.
                                                                                                                                                                              Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments