irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

САРАТОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. Литературная гостиная со Спириной

Бунин 1.jpg
                                СОЛНЕЧНЫЙ УДАР 008.JPG                     ТЁМНАЯ ЗАРЯ

Запомнила чтение Александры Ивановны глав из «Капитанской дочки» на телемарафоне в областной библиотеке для детей и юношества им. Пушкина. Были  еще  отдельные отрывки в ее исполнении, но на сольный концерт мастера художественного слова Александры Спириной   попала впервые.
Литературная гостиная в Верхней аудитории,  превосходно отремонтированной (впрочем,как и весь театральный институт), заканчивала сезон, это был третий концерт Спириной. Жаль, что третий,  хорошо, что попала  хоть на него. Афиша концерта зачаровала. Очень нежный,розовато-рыжий тон, абрис колесного пароходика, какие еще ходили по Волге в начале прошлого века, слева -  профиль рыжеволосой дамы с искусно повязанным шарфом.
Прекрасная незнакомка из "Солнечного удара" Бунина? Актриса читала  рассказ  так  скоро, легко,   и вместе с тем -  изысканно , что     казалась - ни на  минуту у  слушателей не возникло сомнений !– той самой маленькой прелестной женщиной, с которой  герой проводит шальную ночь в дешевой гостинице,  так и не узнав ее имени. Зато она дает  имя тому, что  произошло  между ними.
-Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать…На меня точно затмение нашло... Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара.
Ее больше не будет в бунинском рассказе – просто  растает в солнечном волжском мареве…А актриса усядется глубоко  в кресло у круглого старинного столика, отопьет из бело-розовой  чашки и  станет читать за него, его мысли(в рассказе - поручик).Как легко он с ней согласился, как легко  вернулся в едва оставленный  номер…
- Странное приключение! - сказал он вслух, смеясь и чувствуя, что на глаза его навертываются слезы.
Бунин далек здесь  от  какой-либо морализации, долгих описаний. Скорей, это  импрессионистический набросок, этюд. Который  начинается с места в карьер: «После обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу и остановились у поручней. Она закрыла глаза, ладонью наружу приложила руку к щеке, засмеялась простым, прелестным смехом…»
Сюжет напомнил мне  иную любовную историю -  ту, что  с продолжением:
«И он думал о том, что вот в его жизни было еще одно похождение или приключение, и оно тоже уже кончилось, и осталось теперь воспоминание… Но прошло больше месяца, наступила глубокая зима, а в памяти все было ясно, точно расстался он с Анной Сергеевной только вчера…». Гуров у Чехова  продолжает встречаться  с героиней, хотя у них нет будущего – оба они  глубоко женаты. Безымянная героиня Бунина мудрее и  - сильнее. Она исчезнет навсегда.Мы даже не знаем, сохранила ли она в  себе то ощущение затмения, удара страсти, который вдруг разрастется до шаровой молнии, - огненного, огромного, внезапного , неистребимого чувства. Как это   случилось   с поручиком.
И он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние…
Звуки рояля, открывшие программу, слабеют,  исчезают и -   опять врываются в  аудиторию, ширятся  -безбрежные,неостановимые, тревожные, как «море пред грозою» (выразительное  музыкальное оформление Михаила Третьякова).
А Александра Ивановна читает, читает, читает  -  мягко  и твердо,   стремительно  и – неторопливо,поворачивая  каждое слово  на ладони, как маленький самоцвет,  наслаждаясь божественной красотой бунинского слога. И ты уже видишь, как «тёмная летняя заря потухала далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке»…И жалко не только потерянную любовь героя – его потерянную, обреченную  жизнь.  Рассказ написан в 1925 году,  в Приморских Альпах, через 27 лет после «Дамы с собачкой». Чехов  еще  не знал, «чем все  это кончится». Бунин видел конец  России поручиков и  «прелестных незнакомок». Тёмной бывает  лишь вечерняя заря.

                                                                                                                                                    Ирина Крайнова

                                    СПРАВКА
Александра Спирина, доцент кафедры специальных дисциплин театрального института
Родилась в  Ыныкчане (Якутия).В 1970 году окончила Саратовское театральное училище им. Слонова, а в 1988 году - театральный факультет им. Собинова (мастерская заслуженного артиста РСФСР А. Чертова). В 1980 г. приглашена работать преподавателем сценической речи в Саратовское театральное училище им. Слонова (ныне - СаТИ).В 2010-16 гг.  была заведующей кафедрой сценической речи.
Ученики Спириной работают во многих городах России: Белгород, Екатеринбург, Пенза, Саратов, Сахалин, Томск, в крупнейших театрах Москвы :  МХТ им. Чехова, «Сатирикон», театр им. Гоголя, театр п/р Табакова, театр п/р Джигарханяна .В 1970-80 годы работала в Саратовской областной филармонии им. Шнитке артистом-чтецом, с  различными концертными программами  гастролировала во многих городах России.В настоящее время выступает на различных концертных площадках с чтением русских писателей. В рамках
фестиваля Саратовской театральной школы совместно с Виктором Кульченко выступала в музыкально-литературном концерте в концертном зале  консерватории  "Театральный".Сотрудничает со звуковой студией SaTI -записала цикл рассказов русских писателей.Организатор и куратор ежегодного Регионального конкурса чтецов среди старшеклассников
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments