irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

МУЗЕЙ-УСАДЬБА БОРИСОВА-МУСАТОВА.История одной открытки





                           ПРЕКРАСНОЕ  ДАЛЕКОЕ…
В день Борисова-Мусатова я, конечно, не могла  не пойти в музей-усадьбу любимого художника
Снова взглянуть на выставку «миражных пейзажей» Ольги Гудковой, получше рассмотреть на витрину, за которой  - открытки с картин самого Виктора Эльпидифоровича. Вот   о них и речь. Лекцию-беседу «Виктор Борисов-Мусатов в  русской открытке начала ХХ века» провела заведующая музеем Элеонора Белонович. Это не просто популярная беседа о художнике, которые так  хорошо проводят здешние сотрудницы. А  своего рода итог  (хотя бы промежуточный) большой исследовательской работы, серьезного научного поиска.  Мало что  бывает привлекательней,  чем  поиск истины.
Скорей всего, открытые письма с репродукциями картин  Мусатова  появились уже после его внезапной смерти в 1905 году, изданы они  частными  лицами и Общиной Святой Евгении – серьезным издателем начала позапрошлого века. То  было время взлета художественной открытки .Достаточно назвать имена  «репродуцируемых» – Серов и Репин, Сомов и Бенуа, Билибин и Добужинский…
Писал ли наш художник эскизы специально для  открыток, кто  был его заказчиком, где они (эскизы)  находятся  сейчас? Открытки с картинами Мусатова датированы,  но  точная ли эта датировка? Вопросов  возникло множество.
Белонович  заинтересовали  отношения художника с Общиной Святой Евгении, «известной своим влиянием на развитие русской открытки и сотрудничеством с выдающимися художниками эпохи». Община издала пять открыток по прекрасным произведениям русского модерна: «Встреча у колонны», «Летний день», «Призраки», «У водоема», эскиз «Жемчужного ожерелья» ( будущий шедевр  -«Изумрудное ожерелье»).
«Встреча у колонны»,  - легкая акварель,  и, по словам искусствоведа Сидорова,   «вся построена на линиях, на странно параллельных, укороченных штрихах». Скорей всего, и написана она  для печати. Оригинал миниатюры в Русском музее. Вдумчивое чтение воспоминаний близких друзей художника приводит  Элеонору Николаевну к открытию, что  был   еще один вариант акварели «Встречи у колонны» . Не тот, большой, с несколько иной композицией, принадлежавший госпоже Ламановой, а вообще  его «первый большой акварельный опыт», Мусатовым в досаде  разрезанный, как вспоминает его друг и биограф Станюкович. Лист подобрал  и спас их общий друг Букиник. И уже «по мотивам двух акварелей В.Э.Борисов- Мусатов  впоследствии создает небольшую графическую миниатюру с таким же названием»…Вот  история только одной мусатовской  открытки, а задумал он целую  серию…
Исследования директора музея-усадьбы приоткрыли большой, практически «непаханый» пласт  короткой жизни великого живописца… все слушали затаив дыхание. Это тянет,  по крайней мере, на новую книжку, которую, я верю, мы обязательно увидим.

                                                                                                                                                                 Ирина Крайнова

                                                                                                                                             
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments