irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

СТАРЫЙ ТЮЗ на Вольской: Хлестаковский фестиваль СГУ

     


                                                                 ...И ЮНЫЙ АПРЕЛЬ ВПЕРЕДИ

Конечно, юный, жизнерадостный – и «приятный во всех отношениях». Совсем как его кумир Хлестаков
Ведь  Гоголь-моголь фестиваль  еще  довольно молод - ему  едва сровнялось 20 лет.  По этому  веселому поводу филологи-журналисты  (и не только!) собрались в Старом тюзе  на Вольской, перелистали видеостраницы увлекательной фестивальной  истории  и -  выпустили на сцену  отца-основателя и неизменного президента Хлестаковского фестиваля   академика Валерия Прозорова.
Как нам  давно разъяснил  Валерий Владимирович, «Саратов занимает твердое и заметное место в художественном пространстве лучших образцов русской классической словесности. В свое время А.С. Грибоедов, точно обозначив место жительства тетки Софьи Фамусовой, в глазах всей читающей России закрепил за Саратовом репутацию «деревни, глуши». Неоднократно высказывались версии о том, что именно наш город стал прототипом мифического Арбатова, откуда отправилась в Черноморск (читай – Одессу) бравая компания детей лейтенанта Шмидта. Однако особое место в саратовской литературной топологии играет бессмертная комедия Н.В. Гоголя «Ревизор».
Всемирно известный болтун  и выдумщик Хлестаков направлялся в Саратовскую губернию, в мифическую Подкатиловку. Для  такого героя символично, что  величайший мастер гротескно- мистической фантазии   посылает его в несуществующую точку на вполне реальной карте нашей губернии.Президент фестиваля  -  после настойчивого шепота из-за кулис - пересказал собравшимся  сюжет «Ревизора», естественно ,в версии, адаптированной для тинэйджеров с их  девственной  пустотой в головах и -  нерадивых студентов.
Ведущие  -  все те ж, с годами приобретшие большое портретное  сходство между собой  на  почве  общей любви к гоголевскому герою, -  демонстрировали на экране компьютерную игру  под кодовым названием «гогольжив» и с помощью зрительного зала прошли несколько уровней. В том числе  - такую коварную ловушку, как  литературные критики, и  самого зловредного из них под малоизвестной фамилией Белинский.
Очень оживили вечер слушатели дошкольной  академии  «Топ-топ» Ольги Прозоровой .В костюмах персонажей «Ночи перед Рождеством», «Женитьбы», «Мертвых душ» малыши цитировали  знаменитые выражения  из гоголевских сочинений  и -  из книги   Прозорова "Крылатые слова и выражения из сочинений Н.В. Гоголя". Вращение барабана дало имена счастливчиков-зрителей , кому достались  подарочные экземпляры  замечательного прозоровского  словаря.
Хлестаков  на юбилейный  фестиваль  явился совсем маленький  - «приготовишка» из  «Топ-топа», еле заметный из-под цилиндра . Есть сильные опасения , что следующую гоголевскую весну главный герой встретит уакающим  младенцем,  помещенном в  свой же   головной убор. Увы,памятник Ивану Александровичу на Саратовской земле, давно задуманный филфаком и даже частично  им воплощенный  ( они умудрились втайне  от ректората  засунуть   первый кирпич  под пол старого корпуса еще на Театральной, то бишь Революционной площади), так и остался пока  проектом. Однако тот самый  кирпич появился из-под фестивальной  сцены   как по волшебству, а  победители конкурса проектов получили заслуженные награды.
Любопытен проект с исчезающей в талии фигурой Хлестакова. Интересно, как удастся создателям  памятника активировать в камне эту ее часть? Многозначительно выглядит   стена со множеством ладоней с кредитными бумажками в руках. Она могла  бы  символизировать  все российское чиновничество, которое мало изменилось со времен Гоголя.
С удовольствием посмотрели зрители  студенческий  пластический  этюд «Хармс о Пушкине»,    ядовито высмеивающего начетничество в литературоведении. Но самые бурные овации вызвал выход преподавателей  под эгидой профессора Юрия Борисова («щирого» киевлянина,  обличием  своим   смахивающего на Николая Васильевича),  их сводный хор  под гитару  и  юмористическое  переложение известных пес
ен.Андрей Болкунов, участник Гоголь-фестивалей с младых студенческих ногтей, вместе со своими питомцами из ШМЖ (будущими «акулами пера») разложил на голоса  и  воспроизвел собственное культовое сочинение  про то, что Гоголь с нами везде и всюду («и в забое, и в запое»).
«Преподы»  института   филологии и журналистики СГУ - по своей энергетике, задору, остроте  - явно обыграли студентов в этом негласном  поединке -2017 (а хотелось бы ничейного счета! ) . И чегой-то не дождалась я эффектного  выхода на сцену  Панночки  из «Вия» с жутко протянутыми руками . Хотя  сильно на  нее похожая крепкая черноволосая дивчина при  белой холстине и веночке  усердно дефилировала   по залу перед началом представления.  Но не исключено, что я пропустила что-то в фойе .Там, кстати, развернули выставку одной книги - «Ревизора»  изданий    от  1938- го  до двухтысячных годов из Пушкинки .К тому же Панночка не раз являлась зрителям прошлых «Гоголей-моголей».
Гоголь «такой молодой», а апрель  - так совсем «юный», и все еще у нашего саратовского фестиваля впереди.
                                                                                                                                                                                   Ирина Одесская



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments