irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТРИО-СОНАТА. Концерт в филармонии"Апрельская юмореска"

ТРИО- СОНАТА 008.JPG

              ЩЕГЛЕНОК, ГОЛУБКА, ОСЛИК БЕЛЫЙ
Что за странный зверинец? -  спросите вы. У композиторов, особенно великих, когда они  хотят немного расслабиться и улыбнуться, еще не  то бывает. Даже поющие пишущие машинки и наждачные бумаги  попадаются
Музыканты любят пошутить  не меньше  авторов своих произведений. Тем более, что шутит  сейчас и  матушка-природа, подбрасывая снегопад,  ураганный ветер и  холодный «колотун» в последней декаде апреля.
Наш прекрасный ансамбль  (старинной музыки «Трио-соната»)  показал веселую и лиричную, нежную и трогательную программу  в Камерном зале филармонии. И все мы, его страстные поклонники, насладились  полутора часами  общества любимых артистов. По-королевски статная, безупречная во всем клавесинистка/пианистка Елена Лельчук; воротившаяся, наконец, из дальних странствий   виолончелистка Людмила Домбровски с ее обезоруживающе  мягкой улыбкой ; мозг  и одновременно   душа  ансамбля, его художественный руководитель, виртуоз-гобоист Владимир Скляренко…
А вдобавок   -  друг  «Трио-сонаты», постоянная ведущая, прелестная златовласка,  затейливо плетущая кружева слов, Елена Пономарева.Так что было кого  посмотреть и что послушать. Назывался концерт «Апрельская юмореска», с подзаголовком –«Курьезные истории из жизни великих композиторов», и сами   гении в весьма  легкомысленных веночках красовались на нарядной афише.
Это не значит, что все было забавно. Прозвучало, например, Адажио Альбинони  с его мелодией редкой красоты и щемящей силы.Вообще-то оно не  Альбинони, а как уже доказано,  мистификация нашего современника  Ремо Джадзотто , обратившая нас к музыке полузабытого итальянца. Но от  того Адажио не выглядело  менее пленительной. В  концерте вообще исполнялись произведения, которые имеют необычную историю создания.
Леночка начала вечер с программного стихотворения создателя новояза Велимира Хлебникова «О, рассмейтесь, смехачи,/О, засмейтесь, смехачи!…».  Однако старт не был так уж весел: ансамбль играл музыку к первому мистическому сериалу-триллеру – жутковатому «Твин Пиксу». Прозвучало финальное рондо   из чудной Маленькой ночной  серенады Моцарта, он преподнес  ее жене на пятилетие  свадьбы. Серенада  под веселым номером 13  пропадет на целых полвека, но все тайное в конце концов становится явным…
Скерцо переводится как шутка, и, Владимир Скляренко, отбирая для этой программы произведения композиторов «с историей», не мог обойти вниманием знаменитое  скерцо из Оркестровой второй сюиты Иоганна Баха.
Еще она  музыкальная мистификация, прозвучавшая в  этой полной тайн и их расшифровкы программе. Аве Мария Джулио Каччини? «Нет! Нет  никакого сомнения, что  это не Качини: тогда не писали такими музыкальными фразами», - артистично вмешивается в монологи Пономаревой о музыке Володя Скляренко.
Эту Аве Марию написал советский композитор, гитарист и лютнист Владимир Вавилов. Как-то  спокойнее прикрыться  проверенными именами. А еще Володя рассказал увлекательную историю о  голландском художнике-мистификаторе. Тема, похоже, неисчерпаемая.
После возвышенной молитвы  к Божией Матери  пришел черед певчих птиц. Серебряный гобой  Скляренко солировал и  тонко щебетал в  концерте Антонио Вивальди о щегленке. Композитор  воспел ученую птичку, которая не только услаждала слух маэстро, подсказывая ему мелодии, но меняла партитуру на пюпитре  и даже как будто листала ноты.
Смелую шутку Генделя Музыка фейерверков музыканты   показали без, ущерба, к счастью, недавно  отреставрированному зданию филармонии (на премьере опуса в Англии случился пожар и сгорел портрет самого короля). Походно прозвучал  марш-юмореска Стрельникова ( в стихотворении его, предваряющем, как раз фигурировала голубка).И был Белый ослик, и была  очаровательная  миниатюра Лероя Андерсона. А ведущая не только  делилась историями, но помогала музыкантам  бубном,  и тихо кралась по сцене в поисках еще какого-то редкого инструмента. И примеряла шапочку садового  гномика….
Оказывается Синкопирующие часы Лероя, куковать в которые  так любят   классические музыканты, впервые  были исполнены  на очень серьезной Потсдамской конференции. Век живи – век слушай «Трио-сонату» и Лену Пономареву! Всегда что-то  необычное узнаешь.

                                                                                                                                                                  Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments