irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

МОСКВА ТЕАТРАЛЬНАЯ в Саратове

           


                                  ЛЕКАРСТВО ОТ СТРЕССА
Точнее, от стрессов, которые  так или иначе подсовывает нам жизнь.  Кто  ж  не помнит  старый рецепт: «Как мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти “Женитьбу Фигаро”
Не всегда  найдется под рукой первое и  не факт, что захочется снова  перелистать второе. А погода продолжает ставить рекорды нестабильности и несуразности,   в домах вселенский холод,   в холодильнике, из-за  тотальной замотанности, почти торичеллиева пустота… В такое  вот погодное  межсезонье, на излете театрального сезона    нет  ничего лучше,  чем посмотреть хорошую  комедию, даже две, легко написанные, поставленные и сыгранные.
Что и произошло  в Саратове. МХТ  Чехова десантировал дружной командой, под водительством  Юрия Кравца, в наш реанимированный после пожара Старый тюз  на Вольской. Юрий Анатольевич  -бывший  замминистра культуры области,  ныне -  первый заместитель  худрука-директора МХТа, в общем, правая рука Олега Павловича. К тому же   руководит колледжем Табакова  -  растит юные актерские дарования почти  с пеленок. Сам занят в   четырех мхатовских  спектаклях.
И вот, новая для нас ипостась: Кравец-режиссер. В ненастные апрельские дни он привез  две свои очень позитивные постановки  - «Телефон доверия» и «Механика любви» и - молодых актеров труппы. Очень смешную историю написал Максим Чертанов, больше известный как автор  книг  о великих в серии ЖЗЛ и романа-игры «Код Онегина», написанного  вместе с  известным насмешником Дмитрием Быковым.
Этот «телефон доверия», очевидно,  действует  в маленьком подмосковном городке,  при мэрии, и   там работают две женщины. Одна, не переставая вязать какую-нибудь  модную штучку,  мечтает о старичке, который осчастливит ее скорым уходом в мир иной  с  завещанной квартирой, и  врет «на голубом глазу» звонящим, что  у нее точно такие  проблемы, договариваясь  до того, что и она…сомелье, потерявшая работу.
Другая -   ее начальница  устраивает «мастер-класс», виртуозно   демонстрируя, как вывести   зажатого в клещах отчаяния телефонного собеседника на мировые проблемы, отвлекая от его собственных. Диссонирует с ними лишь новичок  службы доверия Артем, который искренне хочет помочь потенциальным самоубийцам. Он  готов хоть  каждый день звонить женщине, которой никто  не звонит,  и  тут же    кинуться на спасение человека, ужасного брюзги, придиры, но  -  страдальца, внезапно потерявшегося  свой внутренний мир, где он , как ему мечталось  - успешный и состоятельный  поэт.
И так все  сложится, что именно  наивный  новичок спасет от одиночества  не только  отчаявшихся   клиентов , но и коллег . Все  обретают  личное счастье,  а суровая начальница  возвращает гульнувшего  было мужа, великодушно его прощая.  И все  это не скучно-назидательно, а забавно, остроумно и немного грустно. По-актерски хорош здесь   телефонный поединок начальницы  службы доверия с самым трудным    клиентом (Юлия Чебакова – Сергей Беляев).
Поскольку  действие происходит  под Новый год,  то happy end здесь просто необходим. Незамысловатый как будто текст. Но не все ж нам страсти роковые на театре играть и смотреть. Благодаря  незаметной, на первый взгляд, но  очень  продуманной режиссуре (а  она и не должна  бросаться в глаза) и отличной игре актеров   (еще  там заняты Юлия Ковалева, Виктор Хориняк, Ольга Воронина), мы получаем динамичное, веселое и – поучительное действо.
Музыкальное решение добавляет лирическую ноту, художественное  (Николай Павлов) выстраивает на сцене  двухъярусные соты  из наших  квартирок, где так  пусто и  холодно, когда  никто  не  приходит и не звонит.
Москвичи успели уже  полюбить первый режиссерский опыт Кравца. И вот второй, не менее успешный. Немного другого плана:  «футуристическая» «Механика любви» по пьесе молодого автора    Марии Зелинской "Хуманитас Инжиниринг".  Но  и здесь комическая канва событий.Как  же иначе воспринимать попытку  фирмы будущего создать  идеального мужчину?   По спецзаказу капризной, «изменчивой, как дети, в каждой мине», да   просто истеричной женщины.   Своего рода эксперимент.  Модель создается на глазах заказчицы Леры, согласно всем ее бесчисленным   пожеланиям.
А ей уже недостаточно, чтоб «не пил, не курил, и цветы всегда дарил, в  дом все деньги отдавал, и к тому же чтобы он и красив был, и умён…». Не актуально. Молодые успешные женщины сами в состоянии заработать  на жизнь. А вот чтобы был терпелив, умел  часами слушать  любой вздор и  непрестанно восхищаться, несмотря на все   капризы,  как заклинание, повторяя фразу: «Как я тебя понимаю» вместо того, чтобы … запустить в нее  тарелкой или, на худой конец, разбить о стену любимую чашку… Да, это по силам  только андроиду  из  нашего техногенного будущего.
Но даже робот мечты, созданный по всем лекалам сумасбродной, сверхэмоциональной,  и  -  привлекательной женщины   (ее чудно играет Мария Карпова), в образе рослого  мачо с шикарными бицепсами,  душещипательным тембром голоса  и голливудской улыбкой ( и здесь мы опять  видим Виктора Хориняка), ежеминутно повторяя   ключевую фразу, способен  довести  до бешенства такое противоречивое   существо, как женщину.
Сказал же классик, что самые несчастные  люди те, у кого  не сбывается их главная мечта, и те, у кого она… сбывается. Желаемое и действительное редко совпадают. Так и в простой, на первый взгляд, пьесе. И когда мы  мысленно готовимся к долгой притирке героев друг к другу,   окончательному очеловечиванию опытной модели ( заказчице разрешена ее дальнейшая доработка),  пьеса делает вдруг  финт ушами, и роботом оказывается непредсказуемая, истеричная Лера. А  венец технического творения, гордость фирмы  по имени Артур – ее создателем  и владельцем фирмы.
Все-таки  не Галатея создает Пигмалиона, а наоборот, как    повелось  со времен  еще мифических. Резкий  кульбит сюжета допускает несколько толкований. Некоторые рецензенты написали , что там  вообще все роботы, как и  будет, очевидно,  в  обозримом будущем. С легкой руки режиссера, и сотрудница фирмы Мила, принимающая заказ, выглядит и ведет себя как машина, лишь иногда позволяя маленькие вольности (Ульяна Кравец).
Но в финале это любящая, преданная  девушка с невероятно голубыми глазами, у  нее « все десятки» (высший балл) по нужным шефу  показателям. Казалось бы, вот идеальная женщина, лишенная недостатков  сумасбродной Леры, которая  вообще не знает, чего она  хочет. Увы, такая, идеальная, не нужна  даже    всесильному Пигмалиону – ее техническому гению. Он оставил   при себе   Милу  - первый опытный  образец "андро" Евы – на время, до создания нового  существа ,прихотливого,  экспрессивного, но  гораздо больше похожего  на реальную женщину. Скучать шефу  она точно  не даст!
Минимализм мебели на сцене  окупается  частой сменой картин за окнами мегаполиса. Город здесь  - как огромное живое существо, накатывающее на нас волнами машин, наступающее  пиками небоскребов,  замигавшее бессчетными  огнями за алым заревом заката ( видеохудожник Алексей Шемятовский)
Все тут  происходит легко, весело, стремительно. Вот и финал. Выходишь с добрым настроем и  -   хорошим послевкусием.  Смеяться смеешься, задумываешься
потом .  А что еще зрителю для счастья надо?
                                                                                                                                                                              Ирина Крайнова, фото с сайта
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments