irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЮЗ КИСЕЛЕВА. "Четвертая высота" ( оконч.)



                                            ЮБИЛЕЙ НАОБОРОТ?   ( часть 2)
                                  … и   зайчиковые драмы

Последний эскиз,к счастью,  был на другой день ( не знаю,  выдержали  бы мы ночью еще и  мистику),  и был  очень удачным. Здесь счастливо совпали  превосходный текст, интересная постановка и актерская игра. Команда -   из Екатеринбурга. Драматург Ирина Васьковская, ученица Коляды, и Илья Ротенберг, главный режиссер Екатеринбургского тюза. Как и главный режиссер Саратовского тюза Алексей Логачев,   окончил мастерскую Каменьковича и Крымова.
Назывался эскиз  провокационно - «Все будет хорошо». Сценаристы расспрашивали тех же самых  людей театра , говорили они зачастую те же самые вещи, но если в эскизе «Переход»  преобладал лирический настрой, то здесь  документальный текст, облаченный в яркую форму, стал   театральнее,  смешнее,  острее. Смеясь, мы проговариваем   многие серьезные вещи, и чем забавнее форма, тем глубже порой  содержание.
Постановщики вывели на сцену  персонажей разных  тюзовских спектаклей, от роковых красавиц  до  мятежных героев с ушками  сказочного зайчика. Их словно дергает  за ниточки невидимый кукловод, сообщая им странные движения и позы. И как-то незаметно, с воспоминаний актеров,  разговор переходит на  киселевские традиции. И возникает нешуточный (пусть и в шутливой оболочке ) спор о том, может ли театр воспитывать, надо ли сохранять в репертуаре  «культовые» спектакли и вообще - хранить   «заветы».
Изящно отсылая нас  к  «Театральному  роману» и всем расколам   знаменитых театров, случившихся на нашей памяти,  герои ссорятся,   (театрально, без закрикивания), тянут друг к другу заветную  палочку с надписью «тюз Киселева», пока не перепиливают ее пополам и не разбегаются в  обе стороны. Дыма  без огня не бывает, и  в нашем  тюзе разыгрывались драмы, вынуждавшие прекрасного человека , режиссера и актера  искать пристанище в другом театре. Мы это  помним.
Хариматичный Зайчик Алексея Кривеги, энергично вылезая из служебного окошка,  требует роль…зайчика. Похожий на Карабаса,но   без его смоляной  бороды, персонаж отщелкивает на счетах нужность и ненужность того или иного артиста, а зайцы, красавицы, мальчики, которые девочки, вздрагивая при каждом ударе костяшек, продолжают выяснять отношения (  тут есть  некая монотонность). И только  высокий Пьеро с беленым лицом  в  детском костюмчике недвижно и печально стоит среди сцены, вспоминая Учителя. Здесь Алексей Ротачков,  вовсе не похожий на травести, переиграл их всех.
Дух  Учителя так много вызывали в тот день, вспоминая киселевский кабинет, где после пожара таинственным образом   все уцелело, что крупные куски штукатурки, внезапно  обрушившиеся на головы зрителей  первого ряда, многие восприняли, как послание оттуда. А когда Пьеро потащил с арьесцены старое зеркало Киселева, развернул его  к залу, поставив рядом с другим, из гримерки,  особо впечатлительные мелко и часто закрестились.
Но дух был добр, и  своим тюзятам позволял хулиганить и говорить вещи совсем  уж «крамольные»: «А  «Аленький цветочек» -  вообще отстой!» -     торопливо сообщил  нам «храбрый портняжка», усиленно  озираясь. Назовем  остальных участников этого лучшего из капустников: Валерий Емельянов, Мария Лучкова, Татьяна Лукина, Виктория Самохина, Александр Степанов, Алексей Чернышев, Виктория Шанина, Вера Яксанова.
Споры дают выпустить пар, нащупать путь, наметить цель. На обсуждении  критики восхитились отвагой актеров так говорить о себе и  своем театре, его проблемах и конфликтах -  без всякой бронзы многопудья. Разговор  явно перерос рамки одного, отдельно взятого тюза. Лоевский почти серьезно   советовал возить эскиз по стране – в назидание другим театрам. Да, не юбилейный текст, но необходимый театру, осмысляющему  свою непохожесть на других и свою с  ними идентичность.Услышим ли мы его в октябре 18-го года? Как знать….
                                                                                                                                                                        Ирина Крайнова



 (Начало см. ниже)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments